сентябрь 1, 2015
Порядка 20 млн рублей в текущем году вложил "Алтайский моторный завод" в организацию на своих площадях нового сборочного производства. Здесь планируется собирать четыре вида техники. Самый длительный период потребуется для создания фронтального погрузчика. Срок реализации данного проекта намечен на 2017 год. Также в планах завода реализовать на освобожденных от основного производства площадках масштабный непрофильный проект. Что это будет, "СК" рассказал исполнительный директор предприятия Александр Каменев.
Александр Каменев.
Анна Зайкова
— Александр Михайлович, некоторое время назад об "Алтайском моторном заводе" говорили как об умершей организации. На ваш взгляд, какой момент стал для предприятия переломным?
— Я считаю очень важным 2006 год, когда предприятие вошло в концерн "Тракторные заводы". С этого момента на АМЗ началась процедура оздоровления. С предыдущими собственниками завод скатился в глубокую яму, из которой до сих пор выбраться не может. Некоторые ошибки мало назвать грубыми. Еще каких-то девять лет назад такие заводы, как брянский "Арсенал", "Орелдормаш", "Ростсельмаш" и другие для комплектования своей техники на 100% использовали только наши двигатели. Но взаимоотношения были разорваны, и сейчас мы прилагаем массу усилий для их восстановления, но до сих пор некоторые партнеры остаются недоступными для диалога.
Надо сказать, что в свое время концерн "Тракторные заводы" получил предприятие с определенными долгами и обязательствами, которые в той или иной степени мы смогли отдать, но нам все равно не удалось избежать процедуры банкротства. Этот факт и привел к мнению, что предприятие находится в глубоком упадке. Для обывателей слово "банкротство" зачастую означает полный крах организации. На самом деле это не так. Юридически грамотный человек понимает, что банкротство далеко не всегда ведет к полной остановке производства и потери предприятием жизнеспособности. В течение нескольких лет мы прошли эту нелегкую процедуру. 10 октября 2012 года путем замещения активов было образовано новое юридическое лицо — ОАО "Алтайский моторный завод".
— Как вы можете охарактеризовать ситуацию, которая сейчас сложилась на предприятии?
— На сегодняшний день ситуацию можно охарактеризовать как стабильную. В 2014 году завод выпустил 700 двигателей, а в текущем плане производства обозначена более высокая цифра — 1050 штук. Сейчас мы выпускаем различные модификации двигателей и развиваем четыре основных направления — комплектуем комбайны, тракторы, речной транспорт и делаем дизель-генераторные установки. В принципе, мы готовы провести адаптацию наших двигателей под требования любой техники. Подобный подход уже дает свои результаты. В конце 2014 года был подписан приказ о полной замене двигателей, устанавливаемых на технику производства предприятий концерна "Тракторные заводы", на наши, алтайские, которые сопоставимы с аналогами по техническим характеристикам и мощностному диапазону до 420 л. с.
— Как это отразилось на объеме выпуска продукции и финансовом результате предприятия?
— К сожалению, большого эффекта мы пока не почувствовали. Но здесь надо понимать, что между принятием самого решения и выпуском первой серийной партии проходит достаточно существенная временная дистанция. Сначала необходимо адаптировать двигатель, затем изготовить опытный образец и установить его на технику. Далее не менее пяти месяцев отводится на испытания и на определенную доработку. В текущем году мы занимаемся именно этой работой. На сегодняшний момент АМЗ уже адаптировал один из своих двигателей для бульдозера "Четра", другой — для установки на лесопромышленную и пожарную технику.
20 тыс. двигателей
— Сейчас много разговоров вокруг организации сборочного производства на Алтае трактора "Кировец" и комбайна "Палессе", в котором должен участвовать и АМЗ. Вы начали работу в этом направлении?
— Работа над этим проектом стартовала еще в прошлом году, и к декабрю были разработаны первые опытные образцы двигателей для "Гомсельмаша" и "Петербургского тракторного завода". В Белоруссию мы направили четыре двигателя, а в Северную столицу России — один. 20 августа комбайны "Палессе" начнут работать на Алтайской машиноиспытательной станции, а испытательные наработки по "Кировцу" с нашим алтайским двигателем уже составляют порядка 300 часов. Не скрою, были замечания. Но совместно с конструкторской службой ПТЗ мы их благополучно устранили. И те показатели, которые сейчас демонстрирует наш двигатель, значительно превосходят показатели аналогов, используемых на питерской технике.
— Превосходят даже показатели двигателя компании Mersedes, который также устанавливают на "Кировец"?
— Главный минус двигателя Mersedes — это его стоимость. Также существенные затраты требует и его сервисно-гарантийное обслуживание. А при сегодняшней макроэкономической ситуации это очень важный показатель. Я разговаривал со многими аграриями, которые в свое время приобрели большое количество импортной техники. Сейчас многие из них в упадке, потому что затраты на покупку запасных частей и сервисное обслуживание существенно выросли.
— Говорят, что этапом развития кооперационных связей с "Петербургским тракторным заводом" могут стать поставки алтайских шин на основной конвейер. Готовы ли вы обеспечивать "Кировцы" алтайскими двигателями?
— Если отношение к нашему двигателю не изменится, мы продолжим переговоры о его поставках на основное производство ПТЗ — это достаточно большой потенциал. Но даже если не брать во внимание основной конвейер в Санкт-Петербурге, объемы, заявленные алтайскими компаниями "АСМ-Алтай" (организовало сборочное производства "Кировца" в Алтайском крае. — Прим. ред.) и "АгроЦентр" (организовало сборочное производства комбайнов "АЛТАЙ-Палессе" в Алтайском крае. — Прим. ред.), позволяют нам рассчитывать на увеличение количества выпускаемых двигателей примерно на 200 штук в год. Причем потенциал для роста объемов производства на АМЗ очень серьезный. Мы готовы собирать до 20 тыс. двигателей в год.
— Недавно появилась информация, что АМЗ начал сотрудничать с партнерами на Кубе.
— Дело в том, что СМИ некорректно передали эту информацию. Мы сотрудничаем с кубинскими партнерами уже не первый год. По нашим подсчетам, в этой стране работает не менее 50 тыс. единиц техники с алтайскими двигателями, которые хорошо себя зарекомендовали как надежные и экономичные. Поэтому кубинцы не рассматривают никакой другой силовой агрегат, кроме нашего. В этом году мы планируем отгрузить на Кубу еще 200 двигателей.
— А какие еще зарубежные рынки сбыта вы считаете перспективными?
— В большей степени ближнее зарубежье — это Казахстан и Белоруссия. Мы продолжаем попытки возобновить сотрудничество с минским "Амкодором", конструкторское бюро которого уже осуществило адаптацию нашего двигателя к своим погрузчикам и грейдерам. Но о каких-то глобальных объемах по зарубежным рыкам говорить не приходится, потому что даже потенциал внутреннего рынка пока полностью не охвачен.
— Насколько техническое оснащение самого "Алтайского моторного завода" отвечает современным требованиям?
— Сразу скажу, что за последние годы глубокая модернизация не проводилась, потому что те объемы, которые были ранее, не позволяли ее провести. Но локальная замена важного для производства оборудования постоянно проводится. Сейчас мы вкладываем средства в наиболее перспективные направления. Например, недавно мы построили специальный бокс для испытания газового двигателя, работающего на метане. Интерес к подобным установкам достаточно большой не только в России, но и во всем мире.
Кроме того, в этом году мы вложили около 2,5 млн рублей в организацию сборочного производства гусеничных тракторов "Агромаш 90ТГА", на которые устанавливаем свои двигатели. Для рационального использования свободных площадей мы планируем развивать сборку не только гусеничного трактора, но и "колесников", комбайнов, а также фронтальных погрузчиков. Сейчас ведутся строительно-монтажные работы на площадке, где будут располагаться три сборочные линии. Первые комбайны планируем начать собирать во II квартале 2016 года. Самый длительный период потребуется для создания фронтального погрузчика. Сумма инвестиций в этот проект составляет порядка 20 млн рублей. Естественно, вся техника будет оборудована алтайскими двигателями. Поэтому планируем модернизировать металлообрабатывающее оборудование и создать современные испытательные стенды и боксы для двигателей разного назначения.
— В настоящее время самое модное слово в России — "импортозамещение". АМЗ получает финансовую помощь от государства?
— Мы работаем и развиваемся только за счет собственной деятельности и финансовых вливаний концерна "Тракторные заводы". Государство помогает нам только при помощи так называемого административного ресурса. Но это очень важная поддержка. Могу сказать, что без участия руководства Алтайского края найти понимание с "Петербургским тракторным заводом" или "Гомсельмашем" было бы гораздо сложнее.
— Какую часть завода сейчас занимает основное производство и как планируется эффективно использовать оставшиеся площади?
— Ваш вопрос сопряжен с бытующим мнением, что производственные корпуса "Алтайского моторного завода" стоят без дела. Многие ошибочно полагают, что бывшая центральная проходная и рядом стоящее здание являются составляющими частями предприятия. Это не так. Эти корпуса были проданы еще десять лет назад. В 2007 году мы начали большую оптимизацию производства и сконцентрировали всю технологическую цепочку в одном корпусе, площадь которого составляет 144 тыс. кв метров. В настоящий момент высвобождено еще порядка 60 тыс. кв метров. На части этих площадей мы планируем разместить агропарк "Алтайский", который будет включать в себя несколько объектов разной направленности: распределительный центр (площадь 4,5 тыс. кв. метров), мелкооптовый рынок (площадь — 1,5 тыс. кв. метров), цеха по первичной обработке, мойке, фасовке овощей и фруктов, а также их глубокой переработке. Кроме того, здесь планируется организовать прием дикоросов у населения, зону хранения, обработки и фасовки круп. На данном этапе готовим технико-экономическое обоснование.
О взаимодействии с наукой
— По ряду направлений мы тесно работаем с машиностроительным колледжем и Алтайским техническим университетом. В первую очередь наше взаимодействие касается вопросов кадрового обеспечения. Сегодня порядка 10 молодых выпускников политеха уже трудоустроены на предприятии.
О кадровом вопросе
— Дефицит кадров затронул и "Алтайский моторный завод". Но 2015 год стал исключением, потому что ряд промышленных предприятий начали оптимизацию численности сотрудников, за счет которых мы нарастили численность своих работников. Учитывая привлеченных специалистов, работающих на аутсорсинге, сейчас у нас трудятся более 400 человек.
Порядка 850 деталей насчитывается в двигателях АМЗ, 70% которых производит сам завод.