В россыпях мягкого золота

январь 13, 2003

Сегодня в Барнауле продажей изделий из меха и кожи занимаются, по самым скромным оценкам, до полутора сотен предпринимателей. Сами бизнесмены говорят, что шуб и дубленок барнаульцы покупают мало, а потому называют этот вид деятельности малоприбыльным. Хотя стремительное развитие местного мехового рынка, на первый взгляд, говорит как раз об обратном. Меховщики, кажется, уже готовы одеть все население Барнаула.

Отвратительный декабрь

Известно, что меховой бизнес носит сезонный характер. Нередко получается так, что в кратковременный период пиковых продаж предприниматель получает прибыль, за счет которой "выживает" в течение последующих девяти месяцев. В большей степени это относится к местным изготовителям и продавцам головных уборов. Примерно в такой же ситуации и продавцы демисезонных кожаных изделий, которые зарабатывают свой хлеб в основном в конце марта и в течение апреля. Причем пик продаж всегда зависит от погоды. Чем раньше придет весеннее тепло, тем раньше на рынки и в магазины потянется покупатель. По словам предпринимателей, осенью продажа кожаных изделий идет неизменно хуже.

Не меньше зависит от погоды и успех бизнеса меховщиков. Для них сезон начинается в конце сентября и длится до середины декабря. Минувший финальный месяц прошлого года предприниматели назвали "бедным" и "отвратительным". И довольно высокие для декабря показатели ртутного столбика - не основная причина. Большие надежды в меховых магазинах и на вещевых рынках Барнаула возлагались на... своевременную выдачу заработной платы работникам бюджетных организаций. Логика этой схемы такова: как ожидалось, к 10 декабря бюджетники уже получают заработную плату и в период с 12 по 14 декабря, объявленный в стране выходными днями, отправляются по магазинам. К большому сожалению меховщиков, работники бюджетной сферы начали получать заработанное только с 15 декабря. На Центральном рынке краевого центра предприниматели пожаловались, что даже не смогли заработать суммы, необходимые на уплату единого налога на вмененный доход.

Салонная арифметика

Еще четыре года назад в Барнауле работало менее десятка меховых салонов и отделов в крупных магазинах. То есть одна стационарная торговая точка приходилась примерно на 100 тысяч жителей краевого центра. Сегодня в Барнауле таких стационарных точек мы насчитали 28. Владельцы салонов, которые практически все начинали свой бизнес, продавая шубы и дубленки на вещевых рынках, сегодня платят до тысячи рублей за квадратный метр арендуемой площади (в среднем арендованная площадь составляет около 40 "квадратов"). По экспертным оценкам, за два последних года, которые на меховом рынке называют "периодом послекризисной реанимации", ассортимент предлагаемых меховыми салонами изделий вырос в четыре-пять раз. Однако объемы продаж так и не поднялись. Кажется, парадокс? Просто барнаульский покупатель стал богаче.

"В целом местный меховой рынок уже перенасыщен. И сейчас в магазины приходит немало клиентов, которые раньше делали покупки только на базаре, - считает Лилия Степанова, владелица мехового салона "Снежная королева". - Стало чуть больше людей, которые хотят как-то выделиться, выглядеть оригинально и неповторимо". Такой клиент покупает, не жалея денег на изделия концерна "Русский мех", московской фирмы "Елена" или от питерского модного дома "Кусенков". Давно не редкость в местных салонах изделия самых немыслимых тонов, стриженные и эпиллированные (выщипанные) меха. За всю эту оригинальность покупатель готов платить.

Безусловно, между магазинами, переполненными меховым товаром, существует жесткая конкуренция. Некоторые торговые точки прибегают к демпингу, другие привлекают покупателя скидками и продажами в рассрочку, третьи чтобы заработать имидж недорогого магазина вывешивают на самом видном месте в торговом зале три-четыре модели по заниженным ценам, изделия же продаваемые по "реальным" ценам "прячут" чуть дальше. Между тем такая тактика, по словам управляющего одного мехового салона, позволяет добиться всем магазинам примерно равного уровня годовой рентабельности - 17-20%.

За "толкучку" можно не беспокоиться

Владельцы салонов утверждают, что уже не видят в предпринимателях, торгующих на вещевых рыках шубами и дубленками, своих конкурентов. Объясняется это разным уровнем качества продаваемых изделий. "Базарщики", например, не закупают у поставщиков дубленки дороже 200 долларов. Магазины предпочитают покупать дубленки по цене от 230 долларов. Дороже, значит качественнее - так объясняется разница цен в 500-1000 рублей на внешне одинаковые изделия, продаваемые в стационарной и нестационарной торговле.

Кстати, о качестве. Турецкие компании, являющиеся основными поставщиками дубленок на российский рынок, с завидной регулярность поднимают цены на изделия высокого качества. Скачок цен может составить до 40 долларов на популярные у россиян модели дубленок (есть мнение, что это ни что иное, как "турецкая месть" российским челнокам за невозвращенные кредиты после кризиса 1998 года). Магазины довольно болезненно реагируют на такие скачки цен, снижая торговую накрутку, чтобы совсем далеко не "убежать" от базара. Покупателей же на вещевых рынках меньше не станет - пока по-прежнему подавляющее большинство барнаульцев готово получать то качество изделий, за которое способно заплатить. Подтверждением этому могут послужить и данные Госкомстата России, согласно которым объем продаж изделий из меха и кожи на вещевых рынках страны за 9 месяцев 2002 года в 2,4 раза превысил объем продаж организованной стационарной торговли. Так что за "толкучку" можно не беспокоиться.

А вот о дальнейшем будущем стационарной торговли сами участиники мехового рынка говорят, что вскоре в городе не станет маленьких, площадью менее 20-25 квадратных метров, отделов. "На малой площади можно выставить мало товаров, а это значит, что продавать их придется по завышенной стоимости, что неизменно приведет потере клиентов", - примерно так мотивируют свой прогноз менеджеры крупных меховых салонов. Есть предположение, что уже к концу 2003 года с рынка придется уйти практически всем владельцам таких меховых мини-отделов. И в стационарной меховой рознице, очевидно, выживут финансово сильнейшие.

Справка редакции

Продавцы шапок на вещевых рынках сегодня вразнобой предлагают клиентам изделия из европейской и финской норки, называя их "европеечками" и "финочками". Между тем "финской" норки не существует (мировой меховой индустрии известны европейская и американская норка). Это верно так же, как и то, что в настоящее время барнаульский покупатель меховых изделий не имеет возможности проверить качество шубы, дубленки или шапки в лабораторных условиях. Зато выбирая изделие, ощупывая мех и разглядывая швы, посетитель базара или магазина уже сам проводит экспертизу, которая на языке специалистов называется органолептической. Иными словами, это оценка качества изделия при помощи органов чувств. Такой вид оценки применяется всеми экспертами и допустим во всем мире. В первую очередь при покупке меховых изделий следует обращать внимание на дефекты производственного характера. К таковым специалисты относят: плешины, редковолосость, разрыв кожевой ткани, неоднородный подбор шкурок по оттенку, высоте густоте волосяного покрова, по толщине кожевой ткани.

Справка редакции

В течение 2002 года специалисты Межрайонной инспекции МНС России по городу Барнаулу провели ряд проверок работы предпринимателей и организаций, осуществляющих продажу изделий из меха и кожи, а также занимающихся пошивом меховых изделий. В ходе проверок налоговики не выявили ни одного факта нарушения законодательства в части уплаты единого налога на вмененный доход предпринимателями, осуществляющими торговлю меховыми изделиями на вещевых рынках города. Также не было выявлено нарушений налогового законодательства при проверках городских ателье. Контрольные мероприятия в меховых магазинах принесли следующие результаты: в отделе "Меха" торгового дома "Меркурий" и в отделе "Дубленки, кожа" (ЦУМ) были выявлены нарушения порядка применения контрольно-кассовых машин, а также нарушения в части неполного оприходования денежной выручки. Владельцы отделов заплатили в виде штрафов в общей сложности свыше 56 тысяч рублей. Эту информацию предоставил Анатолий Левыкин, заместитель руководителя Межрайонной инспекции МНС РФ по городу Барнаулу.

Сравнительная износостойкость различных видов меха в баллах

(более высокий балл означает более высокую прочность меха)

Выдра нещипанная - 100

Выдра щипанная - 95

Бобер речной нещипанный - 85

Тюлень (нерпа) натуральный - 80

Соболь натуральный - 80

Енот натуральный - 75

Норка натуральная - 70

Каракуль - 60

Песец голубой - 60

Норка крашеная - 55

Овчина - 55

Песец белый - 45

Лисица натуральная - 40

Нутрия нещипанная - 40

Рысь натуральная - 30

Белка натуральная - 27

Горностай - 25

Козлик - 15

Шиншилла - 15

Заяц-русак - 5

Источник: экспертный центр Алтайской торгово-промышленной палаты.