Почему алтайские фермеры вяло занимаются производством аналогов санкционных продуктов

сентябрь 14, 2015

В августе исполнился год с момента подписания указа, которым был запрещен ввоз в Россию продуктов из Евросоюза, США и других государств. Год назад местные производители, в том числе фермеры, называли ситуацию шансом для развития, теперь констатируют, что глобальных изменений в работе не произошло. Что мешает фермерам наладить поставки качественных продуктов в магазины и рестораны и заменить санкционные продукты своими?

Сыр "Алтайский".
Олег Богданов

Мировой тренд

Спрос на фермерские продукты за прошедший год возрос, но это не связано напрямую с санкциями, уверена руководитель онлайн-магазина фермерских продуктов "Еда рядом" Светлана Тельнова.

Светлана Тельнова,
руководитель онлайн-магазина фермерских продуктов "Еда рядом":

Мы видим, что люди готовы тратить деньги на натуральные качественные продукты, но не из-за санкций, а потому что это мировой тренд. Таких людей стало больше еще и потому, что у них появился сервис, который предлагает такие продукты, решает за них вопросы поиска постоянных проверенных поставщиков.

Тем не менее при растущем спросе едва ли не единственной возможностью у потребителей купить свежие и качественные фермерские продукты остаются немногие сервисы доставки еды, которые работают в регионе, и личные контакты.

"Мы как жили, так и живем. Как сбыт продукции был организован в частные руки, так и остался. Помочь нам осваивать новые рынки могло бы государство, но оно за этот год не позаботилось о том, чтобы организовать какие-то пункты приема продукции", — говорит Александр Блинов, руководитель личного подсобного хозяйства из Павловского района. С ним согласна и владелица ЛПХ из Первомайского района Людмила Загребина: "Если бы у меня было место для торговли, сбывать продукцию было бы легче, но с этим никто не помогает, а денег на свой киоск нет, поэтому как я продавала молоко кустарным способом, так его и продаю".

Алтайский пармезан

Начать перестраивать хозяйство на производство аналогов запрещенных к ввозу продуктов решились единицы. В первую очередь они занялись производством сыров (моцарелла, пармезан, камамбер), а также выращиванием рыбы (форель, осетр, карп). "Я знаю, что сейчас фермеры также озабочены вопросом производства хорошей сырокопченой колбасы и деликатесов по типу хамона", — говорит Тельнова.

Основные проблемы, которые мешают фермерам, — отсутствие необходимых технологий и средств на их внедрение.

Говорить о том, что фермерские продукты могли бы полностью заменить санкционные, нельзя — тот объем продукции, которую сейчас могут предложить фермеры, никак не заменит того объема, который запрещен к ввозу. Но владельцы личных подсобных хозяйств могут поставлять небольшой объем хорошего, качественного сыра. Проблема в том, что его себестоимость высока, при продаже через сети цена увеличится еще больше. В условиях, когда покупатели предпочитают экономить, магазины такую продукцию на реализацию не берут.

Людмила Загребина,
владелица ЛПХ из Первомайского района:

Я варю сыр, получается, что из 10 литров молока выходит 1 кг сыра себестоимостью 500 рублей. Конечно, торговые точки не возьмут у нас такой сыр, потому что им тоже нужно сделать наценку. А кто будет покупать дорогой товар, когда рядом есть пусть и не такой качественный аналог. К тому же срок годности наших продуктов совсем небольшой.

С огорода в ресторан

Сильнее остальных от введения санкций пострадал, пожалуй, сегмент HoReCa (сфера индустрии гостеприимства: общественного питания и гостиничного хозяйства). Именно рестораны больше остальных заинтересованы в поставках качественных продуктов. Однако и тут взаимодействие только начинает налаживаться.

Первые шаги навстречу друг другу сделаны: по словам рестораторов, их устраивает и качество, и цена алтайских продуктов. Но привычная система поставки и ее объемы после того, как исчезли зарубежные продукты, изменились.

Светлана Тельнова,
руководитель онлайн-магазина фермерских продуктов "Еда рядом":

По нашим наблюдениям, ресторанам оказалось действительно сложно перестроиться, но не только потому, что пропали привычные для них продукты, а из-за того, что пропали привычные для них условия поставки. Мировые компании, которые занимаются поставками для HoReCa, задали определенные стандарты, следовать которым у алтайских производителей получается не всегда. Например, ресторану нужна порционная форель, им предлагали в определенное время упаковку, в которой две рыбки весом строго 500 граммов. А у фермеров нет возможности поставить рыбку именно по 500 граммов в тот же день. Может быть, эта возможность появится, но должно пройти время для того, чтобы рестораны и фермеры привыкли друг к другу.

Тем не менее "Еда рядом" за год наладила сотрудничество с ресторанами "Заречье", "Ползуновъ", "Ку-Ку", "Барнаул", Carte blanche, а также с ресторанами и санаториями Белокурихи. Сейчас сотрудничество расширяется и на новосибирские рестораны, для них это возможность, следуя мировой тенденции, начать готовить блюда из местных продуктов.

Объем продаж для HoReCa пока незначительный — около 10%, но за лето объемы выросли в три раза, говорят в "Еде рядом". Пока без такого сервиса доставки рестораны не могут сотрудничать с фермерами — они не очень охотно выступают со своими предложениями. "Чтобы продавать товар в магазины и рестораны, фермеру необходимо сертифицировать свою продукцию. Чтобы пройти этот путь, нужны огромные затраты времени и денег, которые могут себе позволить единицы", — говорят представители бизнеса.

Цифра

До 10 тыс. рублей в месяц в среднем зарабатывают держатели ЛПХ в России. Такие данные приводят эксперты ВШЭ.

Доля ЛПХ в общекраевом производстве мяса составляет 63%, молока — 57%.