В Барнауле сотовые операторы возмутились низкими результатами тестов сетей 3G/4G

сентябрь 25, 2015

Аналитическая компания TelecomDaily (Санкт-Петербург) 23 сентября протестировала в Барнауле скорости мобильного интернета в сетях 3G и 4G у четырех компаний – МТС, "Билайн", "МегаФон" и Tele2. Самая большая скорость в сетях обоих стандартов связи была зафиксирована у "Билайна", он же показал лучшую среднюю скорость в сети 4G. В сети 3G лучшим по последнему параметру оказался Tele2. С итогами теста в целом согласились представители только тех операторов, которые вышли в лидеры. В МТС и "МегаФоне" смотрят на полученные цифры скептически и сомневаются в их репрезентативности.

Представители сотовых компаний обсуждают итоги тестирования сетей.
Анна Зайкова

Посмотреть фотогалерею на сайте.

TelecomDaily проводит подобные исследования сотовых сетей уже несколько лет, и каждый раз во многих городах они вызывают резкую критику операторов связи. Зачастую тех, кто не оказывается в числе лучших. Кроме этого отдельные представители сотовых компаний в частных разговорах прямо говорят, что исследование не независимое, а проплаченное, и даже называют разных заказчиков, которыми оказываются, по их версии, конечно же, конкуренты. В TelecomDaily всегда подчеркивают, что замеры независимые.

В этот раз в Барнауле на обсуждение итогов тестирования (см. ниже) 24 сентября были приглашены представители всех компаний, чьи сети участвовали в замерах, однако из МТС не пришел никто.

Барнаул в числе лидеров

Аналитик TelecomDaily Илья Шатилин рассказал, что операторы, имеющие в Барнауле сети 3G и 4G, обеспечивают очень качественный сервис. По этому показателю Барнаул и Новосибирск опережают другие города Сибири, среди которых Красноярск, где скорости в два-три раза ниже (на основе теста TelecomDaily, проведенного 21 сентября 2015 года). И несмотря на то, что лидером теста оказался "Билайн", все остальные операторы тоже обеспечивают необходимое качество для своих абонентов.

Результат "МегаФона", который оказался хуже, чем у других компаний, Шатилин объяснил тем, что оператор раньше всех построил сети мобильного интернета и набрал большое количество абонентов. А чем больше нагрузка сети, тем меньше скорость. Tele2 продемонстрировала неплохой показатель, по мнению Шатилина, потому, что сеть 3G запущена недавно, абонентов еще немного, и соответственно нагрузка пока небольшая. Однако со временем оператору нужно будет продолжать развитие инфраструктуры, чтобы качество связи не снижалось. Показатели "Билайна", по оценке Шатилина, объясняются тем, что он построил сеть LTE позже других и поэтому она менее загружена.

Илья Шатилин,
аналитик TelecomDaily:

Разница средней скорости в сетях всех операторов 3 Мбит/с или 4 Мбит/с не так важна, важно иметь стабильность этого параметра во всем городе. В этом смысле у всех операторов в Барнауле все более менее хорошо.

Шатилин подчеркнул, что сотовые компании могут запросить полный отчет по тесту (параметры с привязкой к месту и времени) и им его предоставят абсолютно бесплатно.

Представители сотовых компаний обсуждают итоги тестирования сетей.
Анна Зайкова

"Отстающие" не согласны

Традиционно по поводу полученных цифр разгорелась настоящая дискуссия.

В МТС и "МегаФоне" противопоставляют замерам TelecomDaily результаты тестов на популярном пользовательском приложении для мобильных устройств Speedtest компании Ookla. Она в свою очередь постоянно мониторит замеры скорости сетей у многочисленных пользователей своего приложения, а потом продает обобщенные данные за длительный период времени (например, за квартал) в виде исследования сотовым операторам.

Уже несколько раз результатами замеров Ookla делился MTC, и закономерно оказывалось, что согласно им, именно его сети оказываются лучшими в большинстве федеральных округов, в том числе по Сибири.

Altapress.ru запросил комментарии в пресс-службе МТС по поводу замеров TelecomDaily. Там сказали, что считают результаты этого исследования некорректными, и их цель – манипуляция общественным мнением.

Пресс-служба макрорегиона "МТС Сибирь":

Исследование TelecomDaily отличает однобокий подход (поездить в течение нескольких часов по улицам и измерить скорости только в пути или точках на дороге, (люди не пользуются связью массово там, где TelecomDaily проводит замеры, почему, например, не в зданиях, а почему не на разных высотах, как учитывается миграция в течение дня, часы пик и тому подобное?). Скорость передачи данных в каждую конкретную минуту зависит от целого комплекса факторов, и проводить одноразовое измерение в какой-либо точке - это чистый воды популизм, не имеющий ничего общего с реальным мониторингом качества сети. В связи с этим мы не склонны доверять исследованию, проведенному одним человеком в течение одного дня, а ориентируемся на результаты, проведенные тысячами пользователей в течение трех месяцев. <…>. МТС, в свою очередь, на постоянной основе, а не единоразово, анализирует качество сетей передачи данных на основе собственных мониторинговых комплексов с использованием высокоточного оборудования, а также анализирует пользовательский опыт благодаря данным компании Ookla, являющейся мировым лидером в тестировании сетей связи и создателем популярного приложения для смартфонов Speedtest.

Другие же операторы в комментариях федеральным СМИ высказывали сомнения в том, что исследования Ookla отражают реальное положение дел. Ненаучными считает замеры на Speedtest и Илья Шатилин.

Илья Шатилин,
аналитик TelecomDaily:

Speedtest обычно показывает "погоду на Венере". Раньше компания МТС любила хвастаться результатами исследования на основе Speedtest, а потом выяснилось, что они просто приоритезируют трафик. Когда видят, что идет запрос на сервер Speedtest, то у остальных абонентов скорость просаживается и ресурс выделяется этому абоненту, ему показывают красивую картинку. При реальной загрузке если мы начнем с того же телефона что-то скачивать, мы получим, наверное, совсем другую картину. Скорость раза в три меньше. Тест показывает у всех все прекрасно, идеально – 60-70 Мбит/с. Там используется еще сжатие трафика и результаты слишком красивые. Со Speedtest сравнивать это, к сожалению, немножко ненаучно.

Михаил Ивонин,
пресс-секретарь сибирского филиала "МегаФона":

Я сейчас здесь (мероприятие проходило в конференц-зале ИД "Алтапресс" - прим. ред.) на Speedtest получил 60 Мбит/с на загрузку и 36,75 Мбит/с на выгрузку данных. Выступлю адвокатом дьявола - наших конкурентов на букву "М", которые не пришли, как говорится: не пойман - не вор. Но если у всех операторов есть приоритезация трафика относительно Speedtest, результаты у всех будут все равно примерно одинаковые. Даже если они будут завышены, соотношение цифр останется прежним. Если наши коллеги, которые здесь сидят, точно также запустят скорости мобильного интернета и они будут выше, чем у "МегаФона", я, наверное, покусаю свой галстук. Если коллеги готовы, давайте запустим Speedtest. Это такой же пользовательский опыт, так делают абоненты, когда, например, покупают себе новый смартфон или новую SIM-карту. Если коллеги готовы, я уже первый начал, "МегаФон" ничего не боится, вот у нас такие цифры. Какие цифры у вас, давайте посмотрим. Чтобы оценить скорость на Speedtest, надо сделать хотя бы порядка 3 тыс. замеров в течение нескольких дней. Ваш замер мал по сравнению с этим, также как мой мал по сравнению с вашим. Здесь можно делать различные поправки. Запустить Speedtest на смартфоне может любой абонент, это нормальный способ оценки скорости.

Представители сотовых компаний обсуждают итоги тестирования сетей.
Анна Зайкова

"Победители" довольны

Однако, представители "Билайна" и Tele2 этот вызов Михаила Ивонина не приняли. Они оказались довольны полученными результатами

Владимир Кочергин,
директор филиала Tele2 в Алтайском крае:

Сразу скажу, что исследование мне очень нравится своей независимостью. Мы проводим свои исследования, у нас есть интересные результаты. И описанная методика достаточно непредвзятая. Есть у меня сомнения по цифрам и по их порядку. У нас скорости в измерениях присутствуют интереснее. Но в целом радует, что скорости у нас и у конкурентов выше, чем в регионах. Это задает высокую планку и нужно ее придерживаться. Мы построили сеть 3G за полгода, будем активно строить ее дальше и я думаю, что цифры будут еще интереснее. Что касается замера скорости с телефона, у меня другой телефон, поэтому Speedtest интересных скоростей не покажет. И, я думаю, не будем опускаться до "ковыряния" в телефонах здесь. Технология интересная и независимое исследование тем и замечательно, что мы с ним здесь все потихоньку не согласны. Но я считаю, что нужно сохранять спокойствие и работать над своими сетями дальше.

Сергей Тарасенко,
директор Барнаульского филиала "ВымпелКом":

Первое, что хотелось бы сказать, немного поправить Илью, наша сеть 4G была запущена в числе первых, мы являемся лидером в Алтайском крае по строительству сетей 4G, это лидерство пытаемся сохранить, что показывают результаты независимого исследования. Хотелось бы отметить, что в компании "ВымпелКом" создан спецпроект MQA, это позволяет нам постоянно мониторить качество сети нашей и наших партнеров по рынку. Наши данные примерно совпадают коррелируют с полученными тестами. По поводу измерений по телефону, я тоже не считаю, что это целесообразно - мериться такими вещами. Есть методика, давайте замерять, например, в течение недели. С этим я еще могу согласиться, а вот в конкретной каждой точке в каждую секунду скорость может быть разной.

Скорости, которые показал тест TelecomDaily, у всех операторов действительно достойные. На 3-4 Мбит/с абонент может комфортно серфить по сайтам, общаться в соцсетях и спокойно смотреть видео в среднем качестве. Спор о максимальных скоростях возник потому, что они дают дополнительные возможности – комфортно играть в онлайн-игры или загружать тяжелый контент. Но таких пользователей, по словам представителей операторов, в общей массе немного.

Кроме этого, по словам Шатилина, от скорости мобильного интернета сильно зависит длительность работы батареи в смартфоне. Чем выше скорость, тем меньше энергии тратит абонентское оборудование при работе с сетью.

Сам Илья Шатилин сказал, что в выборе оператора ориентируется на свой пользовательский опыт. Несмотря на то, что в Санкт-Петербурге лидером по скоростям мобильного интернета считается МТС, он абонент другого оператора, так как в тех местах, где он обычно бывает, качество связи МТС его не устраивает. Можно предположить, что, скорее всего, именно на этот показатель в первую очередь полагаются и другие абоненты.

Представители сотовых компаний обсуждают итоги тестирования сетей.
Анна Зайкова

Итоги тестирования

3G в мбит/с средняя скорость в сети максимальная скорость в сети
"Билайн" 4,0 21, 3
Tele2 4,2 7,8
МТС 4,0 19,1
МегаФон 3,2 12,4

 

4G в мбит/с средняя скорость в сети максимальная скорость в сети
"Билайн" 18,1 53,0
МТС 12,8 32,5
МегаФон 9,0 12,5
Tele2 - -

Методика тестирования

Представитель TelecomDaily Илья Шатилин рассказал, что исследование проводилось по методике, утвержденной Минкомсвязи. Госведомства сами нуждаются в том, чтобы делать тесты скоростей мобильного интернета и на основе полученных данных проводить работу с операторами связи, хотя такая практика пока не распространена. Автомобиль, оснащенный измерительным оборудованием, проезжал по одному и тому же маршруту дважды, чтобы измерить сначала скорости 3G, а затем 4G. Длительность маршрута составила 100 км, в него вошли основные городские дороги, центр города и район Змеиногорского тракта. Замеры проводились между 14.00 и 18.00 часами.

Внутри движущегося автомобиля работало следующее оборудование: модемы Huawei E392 в составе измерительного комплекса TEMS Investigation 13,1 в сети UMTS (3G) и измерительного комплекса Pocket TEMS на базе смартфона SONY Xperia LT25i. Передача данных по протоколу FTPосуществлялась на FTP-сервер nichost.ru (хостинг RuCenter), расположенный в Новосибирске. Измерялся как входящий, так и исходящий трафик. Также осуществлялась процедура PING на сервер для оценки отклика системы на запрос пользователя.