Важнейшей нашей задачей стало импортозамещение

октябрь 5, 2015

О проблемах, с которыми приходится сталкиваться местным кооперативам, рассказал на одном из круглых столов "Столыпинской конференции" председатель совета Алтайского крайпотребсоюза. Приводим выдержки из его выступления.

Виктор Красилов.

Виктор Красилов,
председатель совета Алтайского крайпотребсоюза:

Виктор Красилов.
Важнейшей нашей задачей стало импортозамещение. Мы определили основные направления: увеличение закупок, переработки, расширение производства продукции по традиционным рецептам, модернизация производственных мощностей. Мы предусматриваем рост заготовок у населения в сумме до 1 млрд рублей. Но могу сразу сказать, что можно обеспечить объем заготовок не на 40%, как мы планируем, а в 2–2,5 раза, потому что ресурсы в личных подсобных хозяйствах не осваиваются. Поэтому я остановлюсь на тех проблемах, которые мешают этой деятельностью заниматься.

В продовольственных товарах, которые производятся в крае, мы достигли удельного веса 24%. Да, растем, но медленно. Последние годы идет обновление производства, на 80% заменено хлебопекарное оборудование. Предприятия перешли на современные электрические, газовые и дизельные печи. На реконструкцию и модернизацию основных фондов мы направили 633 млн рублей. Вместе с тем много общих проблем для всех кооперативов, предприятий малого и среднего бизнеса. Что мешает?

Первая проблема — это вопрос нормального взаимодействия с кредитными учреждениями. На селе, за некоторым исключением, все работают со Сбербанком. Альтернативы нет. Получить заем, даже в небольшом объеме 1-2 млн рублей, просто физически невозможно. Сначала документы рассматриваются два-три месяца, в конечном итоге отказ. В условиях жесточайшей инфляции собственные оборотные средства вымываются.

Еще один момент: за пользование кассовыми терминалами 3% от выручки отдай, стоимость услуги по пересчету денег уже несколько раз повышалась. Как в этих условиях работать? Президент постоянно говорит о поддержке малого и среднего бизнеса, а все происходит с точностью наоборот.

Следующая проблема связана с часто меняющейся формой налогообложения. Если раньше мы платили 280 млн рублей налогов, то сейчас платим в два раза больше. А где брать средства на развитие? Кредитов не получишь, а еще и инфляция душит.

Перед нами стоит важнейшая проблема сбыта. Сейчас многие говорят о необходимости сертификации сельхозпродукции, закупленной у населения. А как это делать, когда, условно, взяли килограмм лука у одной бабушки, килограмм — у другой и третьей. У каждой своя грядка, кто-то из них вносил удобрения, кто-то — нет. Данный вопрос требует упрощенной системы сертификации.

Мы почему-то молчим о проведении государственных закупок. Например, как объявляются торги по хлебу, так закупки охватывают все территории от Тальменского до Ребрихинского районов, включая Барнаул и Новоалтайск. Так давайте делать так, чтобы районная продукция, которая выпускается в кооперативах, была направлена в школы, детские сады и больницы.

Что, считаю, надо в ближайшее время сделать. Первое — уточнить нормы гражданского, налогового законодательства в части закрепления и сохранения принципов кооперации. Пусть это будет мое субъективное мнение, но я полагаю, что в России надо принять единый закон о кооперации, как это сделано в западных странах. А не так, что о кредитной, сельскохозяйственной кооперации, потребительских обществах мы читаем в разных документах.

Следующее. В свое время я был на стажировке во Франции, приходилось бывать в США. Там есть союзы союзов. Скажем, есть молочный кооператив, есть мясоперерабатывающий. Председатель молочников входит в управляющий орган кооператива мясников. То есть идет координация деятельности. Почему то у нас это не получает поддержку на федеральном уровне.