октябрь 19, 2015
Больше года в России действуют так называемые продовольственные санкции. Изначально предполагалось, что от запрета импортной продукции в первую очередь могут выиграть предприятия молочной отрасли, в частности алтайские сыроделы. Что изменилось на этом рынке и оправдались ли оптимистические прогнозы экспертов, мы спросили у Татьяны Зелениной, начальника Управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям.
Открытие новой линии по фасовке продукции на предприятии "Модест" в 2014 году.
Олег Богданов
— С момента введения эмбарго в России в Алтайском крае был реализован ряд значимых инвестиционных проектов. Так, в нынешнем году "Рубцовский молочный завод" завершил масштабную программу модернизации. В результате мощности предприятия по переработке молока увеличились до 700 тонн в сутки. Тестовые выработки здесь были произведены в начале года. Сейчас завод полностью вышел на плановую мощность. Объем вложенных средств в данную программу модернизации составляет порядка 300 млн рублей.
Не столь масштабные, но при этом не менее значимые проекты реализуют другие молочные предприятия края. К примеру, барнаульское предприятие "Любава" завершило строительство нового завода площадью 2,5 тыс. кв. метров. Здесь запущено новое оборудование по производству плавленого сыра и фасовки масла. Это предприятие в своем роде уникально, оно фасует часть продукции в небольшую упаковку по 15 граммов.
Еще один производитель плавленых сыров — завод "Плавыч" существенно расширил ассортимент своей продукции. В начале 2015 года предприятие запустило производство попавшего под санкции сыра маскарпоне. Ранее завод выпустил еще одну "импортозаместительную" новинку — сыр-крем "Фетачини".
Завод по производству детского питания "Модест" завершил реконструкцию цеха розлива, что позволило нарастить имеющиеся мощности и увеличить объемы производства молочной продукции для детей с первых лет жизни. Теперь завод может выпускать по 6 тыс. бутылок молочной продукции в час. На покупку нового оборудования предприятие направило более 20 млн рублей.
Значительный объем средств в модернизацию производства и совершенствование технологий был вложен группой компаний "Киприно", Благовещенским комбинатом молочных продуктов, Поспелихинским молочным комбинатом, Алейским маслосыркомбинатом, Волчихинским маслосырзаводом, предприятиями "Алтайская буренка" и "Холод", Куяганским маслосырзаводом и другими. Это позволило увеличить мощности по переработке молока, нарастить объемы и расширить ассортимент производимой продукции.
В настоящий момент инвестиционная деятельность на молочных предприятиях края продолжается. В частности, предприятие "Сростенский" в Бийском районе ведет строительство завода по производству цельномолочной продукции.
— Это не так. Процесс импортозамещения затронул все секторы молочной отрасли. Как я уже говорила, ряд инвестиционных проектов был реализован предприятиями, ориентированными на выпуск именно цельномолочной продукции.
— Политика импортозамещения и обеспечение населения сбалансированным здоровым питанием стали приоритетным и для Алтайского края. В этой связи существенно расширяется ассортимент молочной продукции. В 2014 году было внедрено в производство сливочное масло с облепихой, земляникой и медом, начат выпуск детского творожка малой фасовки, кисломолочной адаптированной смеси с витаминами, микроэлементами и йодом для детей с первых дней жизни, морс на молочной сыворотке с натуральным соком яблок и черники.
Уже сегодня алтайские фермеры представляют широкий ассортимент сыров собственного производства — алтайский камамбер и рокфор, различные виды мягкого фермерского сыра, сыр "ручной" работы с добавлением мяты, крапивы, шалфея, карри, перца, а также сулугуни и моцарелла.
Кроме того, Алтайским государственным техническим университетом предложены новые технологии производства мягкого десертного сыра, творога с добавками из облепихи, сывороточного напитка с соком облепихи, мороженого с добавлением жареного ядра подсолнечника. В крае уже внедряются разработки Сибирского НИИ сыроделия — это русские аналоги импортных сыров маскарпоне и моцарелла, а также пробиотический кисломолочный напиток на основе комбинированной закваски из бифидо- и лактобактерий.
Все вышеназванные молочные продукты обладают функциональными свойствами, имеют простой и доступный состав из алтайских ингредиентов, конкурентную себестоимость, а значит, будут востребованы потребителями.
— Продукция алтайских производителей стабильно занимает значительную долю и широко представлена в торговых и розничных сетях края. Так, 62% основных продуктов питания на полках магазинов региона местного производства. По итогам 2014 года наибольший удельный вес в ассортиментной матрице масло сливочное местного производства занимало 82%, молоко — 79%, сыры, сметана — 73%. Кроме этого, открываются специализированные торговые точки, которые реализуют молочную продукцию алтайских заводов. Примером может служить торговая сеть "Сырное царство", имеющая уже 28 магазинов, в том числе и за пределами региона.
— Молочная продукция длительного хранения в настоящее время отгружается по всей России — в субъекты Сибирского, Дальневосточного, Уральского федеральных округов, а также в центральную часть России. Только сыров вывозится за пределы региона более 70%. Молокоперерабатывающие предприятия в основном работают с оптом либо через свои представительства. Вместе с тем с 2014 года отдельные производители начали осуществлять прямые поставки своей продукции в Германию и Республику Казахстан, а с 2015 года и в Киргизию.
— В Алтайском крае мощность предприятий по переработке сырого молока на начало 2015 года составила чуть более 2 млн тонн молока-сырья в год. В нашем регионе закуп молока производится в личных подсобных, фермерских хозяйствах, на сельхозпредприятиях. Кроме того, для более полной загрузки производственных мощностей осуществляется ввоз молока из соседних регионов. И все же процент загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих предприятий остается низким и составляет около 50%. Таким образом, при наличии сырья у предприятий есть все возможности для увеличения объемов и значительного расширения ассортимента молочной продукции.