октябрь 26, 2015
С 1 ноября здание рынка "Центральный" (Старого базара) будет законсервировано, торговля в нем прекратится, отопление в нем отключено с лета. Однако торговые места на улице будут сохранены. Будущее строения пока не известно. 67 предпринимателям, торговавшим в нем, предлагают разместиться на других рынках. Однако многие из них с этим категорически не согласны и просят разрешить им доторговать на рынке хотя бы до Нового года.
Центральный рынок.
Олег Богданов
23 октября региональное отделение "Справедливой России" организовало "круглый стол", где наболевшие проблемы обсудили предприниматели с рынка и власти города.
Предпосылки к закрытию здания рынка появились в начале текущего года. В январе истек срок договора с арендатором – ООО "Патриот" (до этого каждый год название компаний-арендаторов менялось, однако учредители, по данным администрации города, у них были одни и те же). Еще несколько месяцев арендатор при одобрении УФАС продолжал выполнять функции управляющей компании рынка, но в мае отношения были расторгнуты окончательно. Параллельно мэрия несколько раз выставляла на торги право арендовать рынок – за 2,4 млн. рублей в месяц без учета коммунальных платежей против прежних 240 тыс. Желающих не нашлось, и аукционы были признаны несостоявшимися.
Назову основные причины того, что мы вынуждены законсервировать здание рынка. Первая – никто не вышел на торги на аренду здания. По закону мы должны отдать здание рынка в аренду только по конкурсу. Заявок не было. На конкурс никто не пошел, я считаю, по объективной причине – это высокая арендная плата, составляющая 2,4 млн. рублей в месяц без коммунальных платежей, а там тепло только обходится в 600 тыс. за сезон, плюс по факту – вода и электроэнергия.
Как сообщил Химочка, новая стоимость аренды установлена не мэрией, а независимым оценщиком. По мнению Антона Мартыненко, в течение нескольких лет управлявшего рынком от лица арендаторов, эта цена заоблачная и неподъемная.
Рынок убыточен. Даже улица уже не может его сегодня "вытянуть". Само здание себя вообще не окупает. Собираемых здесь денег не хватает даже на электроэнергию и зарплату. Плюс оно само по себе рассыпается, и его надо ремонтировать постоянно. Оно стоит на особом контроле у пожарных. В целом рынок просел процентов на 10% за год. Ситуация значительно ухудшилась после того, как убрали торговлю с ул. Мало-Тобольской. В первый год рынок по сборам аренды с предпринимателей "упал" на 30%. Сегодня мы собираем всего около 1 млн. рублей, при том, что на содержание рынка тратим порядка 1,2 млн. Если аренду рынка сейчас выставить на торги, то его даже с "нулевой" платой никто не возьмет. Арендная плата летом, когда ситуация проще, может составлять максимум 150 тыс. рублей в месяц, но никак не 2,4 млн.
Именно вследствие этой ситуации, говорит Мартыненко, арендатор не перечислял городу положенную арендную плату. За месяцы "накапало" около 17 млн. рублей долга. Вопрос лидера фракции "Справедливой России" в краевом парламенте Людмилой Сусловой в адрес Мартыненко: "А зачем вам это тогда было нужно?" остался без внятного ответа. Сегодня администрация через суд предъявила претензии к арендатору по оплате, по коммунальным платежам и в связи с незаконным обогащением. Общая сумма, по словам Химочки, – под 20 млн. рублей. Все решения судов – в пользу мэрии.
Мартыненко до последнего времени как директор УК продолжал собирать арендную плату с предпринимателей рынка, по его словам, от лица "уже других людей", пришедших после прежнего арендатора. Средства, говорит Мартыненко, шли на содержание рынка, оплату коммунальных услуг и оплату труда работников. На каком основании управлять рынком стали "другие люди", остается не ясным. Впрочем, сам управляющий сообщил, что в понедельник, 26 октября, передаст все дела администрации города и перестанет заниматься рынком.
Тем временем в отсутствии официального арендатора стало некому заключить договор теплоснабжения. И это, по словам Вячеслава Химочки, стало второй и ключевой причиной, которая привела к решению о консервации рынка.
Рынок сегодня – без тепла. Более того, тепловая сеть демонтирована под мостом, который сейчас реконструируется. А восстанавливать ее бессмысленно, потому что опять же нет эксплуататора здания, не с кем заключать договор. Если продолжить работу в здании, мы вынуждены будем отвечать перед Роспотребнадзором и прокуратурой. Ветлаборатории на рынке нет, она не может там находиться. Таким образом, мы не выполняем требования, предъявляемые к функционированию рынка. Нас либо оштрафуют, либо рынок закроют, либо и то, и другое, и вплоть до уголовной ответственности, если не дай бог кто-то из людей пострадает. Закрытие рынка – мера вынужденная.
Вице-мэр сообщил, что восстанавливать теплоснабжение здания сегодня нецелесообразно, так как проще перевести на другие торговые площадки 67 работающих в помещении предпринимателей, чем тратить бюджетные или инвестиционные средства на строительство теплотрассы. Заложниками этой ситуации стали именно торговцы, работающие в здании. Они крайне возмущены ситуацией.
По их словам, официально о необходимости выехать до 1 ноября им сообщили буквально на днях. "Если еще в мае был расторгнут договор, если летом вы демонтировали теплотрассу, почему нас не предупредили заранее?" - спрашивали они. Вячеслав Химочка ответил, что по закону администрация должна уведомлять арендатора, а он – предпринимателей. Торговцев такое объяснение, разумеется, не убедило. Фактически они оказались перед необходимостью выезжать из здания, имея на руках уже закупленный товар, за месяц до декабря, самого "урожайного" в году – выручка перед Новым годом зачастую в разы превышает доход других месяцев. Кроме того, предприниматели не хотят терять "насиженные" места. "Главный аргумент властей – рынок потерял прежнюю проходимость и не востребован у покупателей. Но мы не стали бы торговать себе в убыток", - говорят они. Владелица сети оптик, имеющая киоск в "Центральном", сообщила, что до сих выручка здесь значительно превышает доход других ее точек.
Тем не менее Химочка был тверд – закон и соображения безопасности не позволяют сохранить работу здания рынка.
Вам нужно найти новые места на других рынках. И чем быстрее вы это сделаете, тем лучше вы подойдете к Новому году. Надо на этом сконцентрироваться, а не скандалы поднимать.
Вице-мэр сообщил, что готов оказать предпринимателям любую помощь в этом вопросе. Вместе с тем он подчеркнул, что торговля на улице будет сохранена.
Улицу мы сохраняем. У меня на приеме была инициативная группа, ваши коллеги сказали, то уличная торговля не может работать без камер хранения и санитарных узлов. Мы проработали этот вопрос и почти "расшили" эти проблемы. Сегодня осталось согласовать вопрос в антимонопольной службе. Ведь договорных отношений у администрации города на аренду земельного участка нет. По закону мы должны объявить конкурс, кто-то его должен выиграть – арендная плата 3,6 млн. рублей в год, - а потом сдавать в субаренду. Сейчас мы ищем компромиссное решение – хотим завести нашу муниципальную компанию, если такой вариант одобрит УФАС. Но решения еще нет. Людям на улице мы уже сказали, что никто их убирать ни сейчас, ни на следующий год не будет. Когда работа с антимонопольной службой будет завершена, мы скажем, с кем заключать договора.
Что же будет в дальнейшем со зданием рынка, пока не ясно. По словам Химочки, планируется заказать оценку текущего его состояния. Затем будут рассматриваться варианты дальнейшего использования. Еще прошлым летом администрация имела шансы решить этот вопрос наилучшим образом – интерес к территории рынка проявлял инвестор, который хотел построить на этом месте гостиничный комплекс Hilton. Однако позже он отказался от этой идеи.
Идеальным вариантом для нас стала история с Новым рынком – его выкупил частный инвестор, сохранил профиль, навел порядок. Конкретного видения на использование здания рынка "Центральный" сейчас у нас нет. Но мы будем его искать.
Рынок "Центральный", начиная с 2011 года, выставлялся на продажу , каждый раз торги признавались несостоявшимися из-за отсутствия заявок. Цена варьировалась от 196 млн. до 152 млн. рублей. Рынок является единственным в городе муниципальным и единственным в Центральном районе Барнаула.