октябрь 27, 2015
За три квартала 2015 года продажи новых легковушек в Алтайском крае упали более чем на треть (по сравнению с прошлым, тоже не самым удачным для отрасли годом). Однако значительных потерь рынок, вопреки прогнозам, не понес. А некоторые дилеры даже усиливают свое присутствие на территории региона.
Mitsubishi L200.
архив Автоцентр АНТ, официальный дилер Mitsubishi
По данным аналитического агентства "Автостат", за январь – сентябрь продажи новых авто в регионе упали на 35% (с 10 до 6,5 тыс. штук). Это несколько меньше, чем в целом по стране (-40%). В лидерах — все те же бренды, что и прежде: Lada, Hyundai и Nissan (подробнее см. таблицы). Из десятка самых популярных марок положительной динамики добился лишь УАЗ (результаты Datsun в расчет не берем — в этом случае сказался эффект низкой базы). Локомотивом роста для отечественного производителя стала линейка коммерческих фургонов. Относительно неплохой результат на падающем рынке показала KIA.
В премиальном сегменте падение продаж не столь значительное. "Есть небольшой спад в октябре, но в целом по году все было весьма неплохо", — говорит Егор Горте, управляющий автосалоном "Тисс Авто" (торгует автомобилями Toyota, Lexus и Infiniti). BMW и Audi просели в регионе в пределах 10–15%, а вот Mercedes показал двукратное падение и по объемам продаж почти растерял отрыв от своих немецких собратьев.
Другой любопытный сегмент — "китайцы". В целом они упали так же, как и весь рынок.
В этом году снижается не только объем продаж, но и многообразие марок и моделей, официально представленных на рынке. Выбирать пока есть из чего, но выбор скудеет с каждым месяцем. Уходят непопулярные модели и модификации. Представительсва марок делают упор не на разнообразие модельной линейки, а на продвижение своих хитов, наиболее массовых моделей.
Другой тренд сезона — изменение поведения покупателей. Это подтвердили все опрошенные нами дилеры, но отмечают: структура спроса осталась прежней. Дилеры утверждают, что в кризис потенциальные покупатели стали более аккуратно и взвешенно подходить к дорогим покупкам. "Клиент стал более избирательным, требовательным. И если он выбрал определенный цвет или комплектацию, его сложнее переубедить, предлагая какие-то другие варианты", — добавляет Ольга Частухина, директор по развитию автоцентра "Реал" (KIA, Subaru, Mazda, Chevrolet и Suzuki).
Также покупатели настаивают на том, чтобы дилер сделал им скидку. И, как оказалось, часть продавцов идет им навстречу, снижая для себя валовую прибыль ради увеличения оборота. Другие же отказываются от всех скидок (кроме тех, что предусмотрены производителем) и делают ставку на сохранение высокой рентабельности продаж. Впрочем, и те, и другие из каждой сделки стараются выжать максимум, активно предлагая клиентам дополнительные услуги и оборудование.
"Скидки и акции делать, в общем-то, бесполезно, — считает Ольга Частухина. — В этом году главный стимул для покупателей не хорошее предложение, а переживания по поводу грядущего роста цен. То есть на трафик в большей мере влияем уже не мы, а внешние экономические обстоятельства". Действительно, одним из самых удачных для дилеров месяцев в этом году стал август. Люди пошли в автосалоны после новостей о том, что осенью машины поднимутся в цене.
Кстати, с сентября 2014 года новые легковушки в России, по данным "Автостата", подорожали уже на 24%. Сильнее всего цены выросли в январе (+7,7%), а также в феврале (+4,3%) и в апреле (+4,3%). Летом цены держались на одном уровне и даже немного упали (на 0,9%). В сентябре стоимость автомобилей вновь пошла вверх. В ноябре-декабре ожидается дальнейший рост.
В этом году продолжает действовать программа господдержки отрасли. Покупателям собранных в России машин дают скидку при утилизации старого авто или продаже его по trade-in. Однако лишь продавцы отечественных легковушек говорят о том, что эти меры значительно им помогают. Для покупателей иномарок предлагаемая скидка в 40–50 тыс. рублей не так ощутима, как для желающих купить УАЗ, скидка на который с учетом всех преференций производителя может достигать 170 тыс.
Также государство сейчас компенсирует часть процентной ставки по автокредитам. Благодаря этому большинство дилеров анонсируют ставки по таким кредитам от 7%. "Доля кредитных продаж у нас сильно увеличилась, — говорит Павел Сенченко, директор автосалона “Lifan АГАС”. — Если в начале года она составляла 10–15%, то в сентябре поднялась почти до 50%". "По кредитам ставки хоть и снижаются, но доля покупок в кредит держится на уровне 25–30%, хотя прежде доходила до 40–45%", — говорит Ольга Частухина.
В кризисный год большинство игроков рынка сократили маркетинговые бюджеты. Впрочем, совсем секвестировать это направление они не намерены.
Другая примета времени: при снижении доходности от продаж дилеры ищут точки роста в других сегментах своей работы. "Мы стали делать серьезный упор на сервис, на более тщательный контроль исполнения работ и привлечение новых клиентов. Результат уже есть: посты сейчас загружены больше, чем в прошлом году", — говорит Павел Сенченко. По этому же пути идут и в автосалоне "Автомагистраль" (УАЗ, Geely). "Мы расширили СТО, ввели дополнительные площади, посты, оказываем новые виды услуг. Например, раньше мы кое-какие работы по установке дополнительного оборудования отдавали на аутсорсинг, теперь приобрели оборудование и делаем это сами", — говорит Максим Хныкин, директор предприятия.
Во время декабрьского шока эксперты предсказывали, что в России в 2015 году обанкротится 20–30% дилеров. К счастью, прогноз не сбылся. Однако кое-какие потери рынок региона все же понес.
Так, "АНТ" отказался от нерентабельной марки Citroen. "Автомагистраль" — от Great Wall. "Реал" готовится перейти на работу с Suzuki исключительно в формате сервисного центра. Впрочем, все эти события никак не отразятся на положении дел на региональном рынке.
Гораздо более серьезным в этом смысле выглядит уход из России General Motors. Работающие с концерном "Барнаул-Моторс" и "Реал" сейчас ведут переговоры с другими брендами, чьи модели заменят в их шоу-румах Chevrolet и Ореl.
Впрочем, дилерское сообщество может похвастаться и приобретениями. Так, "Автомагистраль" летом открыла точку продаж коммерческой линейки УАЗ в Горно-Алтайске и планирует до конца года открыть представительство в Рубцовске. Там будет не только шоу-рум, но и сервисный центр. По имеющимся у нас данным, еще один мощный игрок алтайского авторынка планирует в ближайшее время открыть филиалы не только в Рубцовске, но и в Алейске и Славгороде.
- "Россельхозбанк" за долги хотел обанкротить автоцентр "СанРимо" (Jeep, Fiat, SsangYong и Crysler). Здание салона в июле даже выставляли на продажу. В сентябре стороны подписали мировое соглашение, по которому бизнесмены должны до 20 июня 2022 года выплатить банку 47 млн рублей.
+ Вклад компании "АЗИЯ АВТО Усть-Каменогорск" в общие продажи автомобилей Lada на территории Алтайского края приблизился к 40%. У "Алтай-Лады" перед ее продажей в конце 2014 года казахстанскому холдингу этот показатель был в 2 раза ниже.
2016 год имеет все шансы стать еще более сложным, чем текущий. Возможно, рынок будет отброшен фактически на 10 лет назад.