Как на Алтае расследовалось скандальное дело "Изумрудной страны"

октябрь 28, 2015

Суд вынес первый приговор по самому известному в регионе уголовному делу, связанному с получением кредитов предприятиями ассоциации "Изумрудная страна". Однако органы следствия еще не завершили расследование преступлений всех фигурантов дела и перед судом предстали только двое из шестерых обвиняемых.

Уголовное дело.
открытые источники (CC0)

В бизнес-сообществе семью Антипиных, члены которой занимали в "Изумрудной стране" ключевые должности, называли "санитарами сельского хозяйства". И это понятно. В 2008–2010 годах под контроль семьи массово переходили сельхозпредприятия, находившиеся на грани или в процедуре банкротства.

Теперь уже известно: покупка новых предприятий, техники и оборудования держалась на кредитах "Россельхозбанка" — к концу 2011 года объем задолженности банку всей структуры составлял около 20 млрд рублей.

Но в начале 2012 года, после смены московского руководства банка, "Изумрудной стране" разом отказали в кредитах. Затем управление ФСБ предъявило обвинения в мошенничестве группе лиц, включая руководителя ассоциации Ольгу Антипину и ее младшую сестру, замдиректора УК "Изумрудная страна" Ирину Виноградову.

Наконец 28 июля дела двух сестер ушли в суд. Первое решение принято по Виноградовой: Центральный райсуд Барнаула признал ее виновной в мошенничестве (ст. 159, ч. 4 УК РФ). Наказание ей назначено довольно мягкое: лишение свободы на два года с отбыванием в колонии-поселении, отсрочкой отбывания на 12 лет (в связи с тем, что у нее несовершеннолетний ребенок) и штрафом в 400 тыс. рублей. 6 октября приговор вступил в силу.

А дело Антипиной с августа рассматривает Славгородский горсуд, куда оно передано по месту совершения последнего преступления. Приговор, возможно, будет вынесен в ноябре.

Дело санитаров

Уголовное дело "Изумрудной страны" было заметным как по размеру ущерба (следствие предполагало, что мошенничество при получении кредитов нанесло ущерб государству в 5 млрд рублей), так и по уровню обвиняемых лиц.

Кроме руководителя ассоциации Ольги Антипиной фигурантами дела стали директор алтайского филиала "Россельхозбанка" Евгений Роговский и его зам Константин Гладышев — они тоже обвинялись в мошенничестве, а также в злоупотреблении полномочиями.

Обвинения предъявлялись и юристу "Изумрудной страны" Михаилу Колесникову, и директору входящей в агрохолдинг фирмы "Платан" Елене Павловской. Предполагалось, что для получения кредитов руководители ассоциации предоставляли банку подложные документы, которые сильно искажали финансовое состояние предприятий-заемщиков.

Правда, по данным altapress.ru, к моменту завершения расследования дела Антипиной и Виноградовой размер ущерба был значительно снижен. Известно также, что с Евгения Роговского снято обвинение в мошенничестве — осталось лишь "злоупотребление полномочиями". Когда завершится расследование дела по остальным четырем обвиняемым, сказать трудно.

Громким это дело было и по масштабам бизнеса. К 2011 году предприятия "Изумрудной страны" работали в четырех городах и 25 районах края. В состав ассоциации входило более 50 сельхозпредприятий, компании зерно-, молоко- и мясопереработки, сети магазинов и рестораны быстрого питания "Большая перемена".

Однако после того, как "кредитная машина" "Россельхозбанка" была остановлена, кредиторы входящих в ассоциацию предприятий начали многочисленные судебные разбирательства.

По материалам арбитражного суда можно понять, насколько сложно и запутанно был организован этот бизнес. Предприятия выступали поручителями по кредитам друг друга, для получения новых кредитов создавались "чистые" (незакредитованные) фирмы. Оборудование могло покупать одно юрлицо, а находилось это оборудование на другом.

Сегодня же большинство предприятий "Изумрудной страны" — в той или иной стадии банкротства. Часть из них еще пытаются спасти. К примеру, летом кредиторы "Бийского сахарного завода" приняли решение создать на базе его имущества новую компанию и произвести замещение активов. Управляющий "БСЗ" полагает: восстановление платежеспособности завода возможно. Замещение активов предполагается провести и на "Красногорском маслосырзаводе", и на базе спиртзавода в Бийске.

Вообще, попытки восстановить платежеспособность предприятий "Изумрудной страны" предпринимались все эти годы. Для этой цели на многих из них по требованию кредиторов (главным образом, "Россельхозбанка") суд вводил внешнее управление. Но в последние месяцы суды все чаще признают недействительным планы внешнего управления и открывают конкурсное производство.

Типична в этом смысле судьба сельхозпредприятия "Родные просторы" из Тальменского района. В 2011 году оно обрабатывало более 5 тыс. гектаров пашни, держало 750 голов КРС, десятки голов молодняка, нетелей, реализовало нацпроект в АПК.

А к лету 2015 года оно засеяло лишь 340 гектаров, расходы на зарплату 20 сотрудникам составляли 180 тыс. рублей, доходы предприятия — 80 тыс. Нынешним летом суд признал невозможность восстановления платежеспособности "Родных просторов" и ввел здесь конкурсное производство. Впрочем, это уже совсем другая сторона дела.