ноябрь 2, 2015
Краевой финкомитет частично опубликовал проект бюджета Алтайского края на 2016 год. Доходы прогнозируют в размере 67,8 млрд. рублей, расходы в объеме 71,9 млрд. Цифры затрат по конкретным статьям пока не опубликованы. Обозначены только объемы дотаций и субвенций муниципалитетам. Но уже из имеющихся данных становятся ясны общие приоритеты и характеристики бюджета.
Деньги. Рубли.
Дмитрий Кудрявцев
Если говорить о динамике, то объем запланированных доходов бюджета-2016 даже чуть выше, чем первоначальный показатель бюджета-2015, но он значительно проигрывает доходам казны, которые по факту получит в текущем году край. Все дело в том, что в 2015 году дополнительно из федерального бюджета поступали значительные целевые средства — на реализацию тех или иных программ. В результате этого доходы края за год возросли более чем на 11 млрд. рублей к плану. Но, учитывая текущее экономическое положение, надеяться на столь же заметные пополнения из федеральной казны в 2016 году вряд ли приходится. Что касается расходов, то они на 13 млрд. рублей меньше, чем итоговый показатель 2015 года: дефицит составит 4,1 млрд. рублей.
Составители бюджета обозначили основные принципы составления важного документа: создание условий для экономического роста, оказание качественных госуслуг, обеспечение социальной стабильности, безопасности общества и государства. Вместе с тем, в условиях сложной экономической ситуации, признают разработчики бюджета, важным становится выбор структуры расходов: "В условиях жесткого ограничения необходимо обеспечить всестороннее повышение эффективности, прозрачности и подотчетности использования бюджетных средств, ограничить темпы роста бюджетных расходов". В описании бюджетной политики обозначены основные принципы расходования средств по разным направлениям.
С одной стороны, власти края утверждают, что в приоритете на данный момент стоят предоставление качественного образования, подготовка квалифицированных специалистов, обеспечение доступной медицинской помощью и повышение эффективности учреждений здравоохранения. Но при этом утверждается, что работа "по совершенствованию сети государственных и муниципальных учреждений" продолжится. В последние годы эти мероприятия сводились к оптимизации: слияниям, укрупнениям, а то и закрытиям бюджетных организаций. В документе также одним из приоритетов обозначается "финансовое обеспечение принятых решений по оплате труда работников в сфере образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания населения, предусмотренного Указами Президента". Вместе с тем уже известно, что объем средств, выделенных из краевого бюджета на оплату труда, составит 95% к текущему году.
Власти края планируют сохранить объем финансирования социальных выплат всем категориям льготников. Но тут же говорится, что "будет продолжена реализация мероприятий по повышению адресности распределения средств".
Приоритетами краевой адресной инвестиционной программы станут: софинансирование по реализации госпрограмм, выполнение краевых программ, в том числе "80х80".
Особую поддержку будут оказывать импортозаместительным подотраслям и предприятиям, нацеленным на увеличение производства. "В рамках подпрограммы "Поддержка малых форм хозяйствования" <...> предусматривается поддержка начинающих фермеров, развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ. Сформированная система поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства продолжится в виде предоставления грантов за счет средств федерального и краевого бюджетов".
Объем дотаций местным бюджетам власти края пообещали сохранить. Им обещают обеспечить "минимально гарантированный уровень бюджетной обеспеченности". Вместе с тем ь муниципалитетам придется наращивать собственную доходную базу. Администрациям предписали не наращивать объемы долгов, обслуживать только действующие расходные обязательства, не включать в бюджет новые затраты, сокращать неэффективные расходы. Общий объем дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности запланирован для поселений в сумме 200,9 млн. рублей, для городов и районов — в сумме 900 млн.
Власти собираются сократить расходы за счет внутренних резервов: оптимизации численности, реорганизации структуры муниципальных и госучреждений. Всем учреждениям, финансируемым из краевого бюджета, дана рекомендация "не принимать решений, приводящих к увеличению численности госслужащих, работников учреждений и других организаций бюджетной сферы".
В России начат процесс поэтапной отмены налоговых льгот по региональным и местным налогам (в соответствии с Основными направлениями налоговой политики РФ). В 2016 году он будет продолжен. К 2018 году федеральные льготы по региональным и местным налогам планируется сократить на 85%. В Алтайском крае сегодня установлены только социальные льготы по транспортному налогу. По данным краевого финкомитета, удельный вес недополученных доходов в результате предоставления этих льгот составляет 39,9 млн. рублей.