ноябрь 9, 2015
Сектор маркетинга и туризма появился в администрации Бийска за несколько лет до того, как схожее подразделение создали в Барнауле. Однако второй по величине город края привлек небывалое внимание федеральных СМИ именно в 2015 году. Все благодаря изобретенному в Бийске спортивному пельменингу: необычные соревнования собираются сделать одной из туристических "фишек" города. Автор идеи и руководитель отдела маркетинга и туризма мэрии Бийска Руслан Емельянов рассказал, почему славу городу принес пельменинг, а не памятники архитектуры и туркластер "Золотые ворота".
Руслан Емельянов (в центре).
Анна Зайкова
— Восемь лет назад подняли вопрос о том, стоит ли Бийску включаться в развитие туризма. Потому что на тот момент у города был абсолютно нетуристический имидж. Сегодня ни у СМИ, ни у туристских операторов такого вопроса уже возникнуть не может. Поэтому я думаю, что одна из главных задач отдела выполнена. Потенциал Бийска — экскурсионно-познавательный, паломнический и деловой туризм, а также гостинично-сервисное обслуживание транзитных туристов. Мы начали участвовать в выставках, взаимодействовать с туристским сообществом. Стараемся включаться во все пресс-туры, которые проводит краевая администрация. Издаем раздаточную продукцию, которую делаем интересной для чтения, для чего сотрудничаем с краеведами. Мы активно учились: ездили на разные школы по маркетингу территорий.
— Сегодня скепсис остается только у небольшой части горожан. То, как бренд ложится на мнение населения, очень важно. Идеально, когда бренд принимается населением сразу. Когда восемь лет назад мы провели маркетинговое исследование о том, как Бийск в туризме воспринимают горожане, то самой распространенной ассоциацией стала "Бийск — ворота Алтая". Ее мы приняли и воплотили в идее туркластера. Именно транзитный поток путешественников через город сегодня огромен. Несколько лет назад мы провели работу с бийской ГИБДД: нам помогли понять объем транспорта, проезжающего через бийские мосты. Тогда мы вышли на цифру 2,5 млн в год.
— Во-первых, это не только наша работа, а совместные усилия разных организаций. Во-вторых, поступления в бюджет стали больше, но пока это не такие цифры, какие бы хотелось. К тому же их сложно выделить. Как, например, выделить поступления только от гостиниц? Но известно, что за пять лет количество гостиниц в Бийске выросло с восьми до 16. Число туристов, которые были обслужены нашими музеями, средствами проживания и другими туристическими компаниями, за пять лет выросло более чем в два раза. В 2014 году это 162 тыс. человек. В 2008 году у нас открылся и начал активно работать музей истории Алтайской духовной миссии — только через него проходит около 40 тыс. человек ежегодно. Открылся музей Чуйского тракта, отдел краеведческого музея, частный музей алтайского марала (хотя он работает пока не так активно). Появились экскурсии на предприятие "Эвалар". А наш туристический кластер "Золотые ворота Алтая" привлек в город около 230 млн рублей из федерального бюджета. Эти средства привлечены именно благодаря тому, что Бийск занялся маркетингом своей территории.
— Кишлак шумит — караван идет. В 2011 году этот проект только приняли в федеральную программу развития туризма. Фактическая реализация проекта началась с 2012 года (очень много времени ушло на подготовку проектно-сметной документации). Многие глобальные задумки поначалу считали провальными — соцсети, например, или сам интернет.
— Всех инвесторов, которые не выполнили своих обязательств, сейчас нет. Некоторые из них обращались в прессу с жалобами на городскую администрацию. Однако с их стороны не было ни одного судебного иска. Почему? Потому что для иска нет оснований: мы свои обязательства выполняли. А залезть в голову к инвестору мы не можем. Нельзя заранее предугадать, что он оформляет свой участок, чтобы потом перепродать его, как это пытались сделать первые кандидаты.
— Сегодня для этого есть большой комплекс документов: соглашение на реализацию проекта, договор аренды участка, разрешение на строительство, бизнес-план, график согласования работы и т. д.
— Было, но теперь мы подобрали оптимальную форму документов и отработали схему взаимодействия.
— Сейчас на площадке работает один инвестор — индивидуальный предприниматель Саламатов, он завершает фундаментные работы. К лету 2016 года на его участке должны открыться первые объекты. В этом резиденте мы уверены: это серьезный предприниматель с хорошей репутацией не только в городе, но и в крае. Он намерен вложить 30 млн собственных средств, не привлекая кредиты. Мы со своей стороны в этом году заканчиваем строительство инженерной инфраструктуры. На площадке есть водопровод, канализация, электрические сети, газ и т. д. Параллельно ведем переговоры с двумя другими инвесторами. С одним уже заключен договор аренды земельного участка. С другим — соглашение о реализации проекта, решается вопрос с землей. После того как мы набили шишки, я называю их именно потенциальными инвесторами и не разглашаю имен, пока они не займутся стройкой.
— Очень серьезно. После скачка курса рубля в 2014 году у нас отпали три компании, с которыми мы успели провести много работы. Причем надежные и известные в крае. До этого к нам еженедельно поступали звонки от заинтересованных организаций.
— Это идея, которая выделила Бийск. Мероприятие сразу вызвало интерес у СМИ всех уровней как нечто новое и необычное. Согласно нашей аналитике, за год число упоминания о Бийске в СМИ в контексте пельменинга превышает все остальные упоминания. Так что мы намерены сделать мероприятие регулярным и создать профильную спортивную федерацию. Пока в плане привлечения туристов все упирается в то, что в Бийске нет подходящей площадки для массового мероприятия: максимум зрителей, которых мы можем привлечь, — 300 человек. Но у проекта явно есть большой потенциал.
— Да, таких высказываний — полный интернет. Это чисто обывательское мнение. Мы продолжаем заниматься развитием нашего экскурсионного потенциала, паломнического туризма, а также туркластера — это 90% нашего времени. Однако надо понимать, что именно пельменинг — то, чего нет больше нигде. Да, у нас уникальный для Сибири паломнический комплекс, но подобные (и даже круче) есть в европейской части России. Да, наш исторический центр города уникален, но так же о своем центре может сказать еще куча сибирских городов. А вот пельменинга ни у кого нет. К тому же такое мероприятие, если развить его дальше, может завлечь туристов в другие места. Например, если краеведческий музей предложит им экскурсию "Купеческая кухня", а какое-нибудь кафе — блюда вроде "Пельмени по-купечески".
— Дело в деньгах. Классические музеи привлекают реальными раритетами — не новоделами. Наши — именно такие, и иностранцы ценят их такими. Музеи с развлечениями они называют историческими диснейлендами. Сегодня все наши силы и средства уходят на то, чтобы спасти историческое наследие, а не на создание классных современных экспозиций. Есть и еще один момент. Чтобы коммерсанты организовали собственную выставку на территории музея с использованием его экспонатов, им надо быть готовыми, во-первых, к сложностям, связанным с законодательством по сохранности экспонатов. А во-вторых, к тому, что на этом особенно не заработаешь. Поэтому пока музеи соглашаются только на разовые частные экспозиции. Но мы попробуем изменить эту ситуацию со временем.
— Можно только точечно фокусировать внимание: одно здание раз в несколько лет. Это предел при нынешнем городском бюджете, а никакой другой бюджет на себя эту задачу не берет. В реконструкции музея Чуйского тракта приняли участие уже сотни меценатов — вложено более 6 млн рублей. Там, кстати, есть и интерактивные экспонаты. Например, колесо удачи из колеса настоящей телеги, которая ездила по Чуйскому тракту, — его может на удачу покрутить любой желающий. Но сделать такими все музеи разом невозможно. Да, сегодня любая встреча с населением города начинается с вопроса о том, когда будет восстановлен исторический центр. Но никто тут ничего предложить не может. Сегодня особые болевые точки — пассаж Фирсово и особняк купца Асанова. В случае со вторым есть мысль разделить его и расположенный там музей им. Бианки, но другого места для него пока нет.
— Не бывает территорий, где нет чего-то уникального. Почему бы Рубцовску не сделать фишку из своей репутации? В Европе есть отели "Тюрьма" или "Пыточная" с соответствующим антуражем, где можно ночевать на нарах. По ночам в соседних "камерах" специально будут кричать для атмосферы. В Рубцовске можно было бы проводить вечера встреч выпускников исправительных учреждений, например. Это шутка, конечно, но в ней есть доля правды. Конкурентные преимущества есть у любого города.
О пельменинге
— Идея возникла у меня примерно в 2012 году — просто показалось прикольным организовать лепку пельменей на скорость. Потом мысль связалась с идеей маршрута "Великий шелковый путь" на территории Алтайского края: я обратил внимание на то, что у всех стран на этом пути есть такое блюдо, как пельмени. К тому же так вышло, что в нашем городе работает мощный комплекс мясоперерабатывающих предприятий с известными пельменями в магазинах по всему СФО. Больше половины таких предприятий в крае функционируют в Бийске. И сегодня благодаря пельменингу их продукция работает не только на себя, но и на имидж города.
О памятниках и предпринимателях
— Берут предприниматели на себя исторические здания или нет, зависит от их технического состояния. Те, которые не требуют глобальной реконструкции, разбирают, — тот же трактир "Калина красная" работает в памятнике архитектуры, деловой центр — в Пушкинском училище. Но здания в тяжелом состоянии действительно никто не берет. В том же Фирсовском пассаже предлагали сделать, например, ЗАГС. Но эта идея не получила поддержки выше уровня городской власти.
Руслан Викторович Емельянов родился 28 мая 1976 года в Бийске. Окончил Бийский технологический институт по специальности "технологии машиностроения" в 1998 году. Был руководителем команды КВН института, зампредседателя студенческого профсоюза. Работал заведующим отделом по работе с молодежью в бийской администрации. Возглавлял ассоциацию "Туристская индустрия Алтая". В рамках нее разработал стратегию развития туризма в Бийске, которая легла в основу той, что потом приняла администрация. Всего работает в городской администрации 10 лет на разных должностях. Увлекается спортивным туризмом. Женат, воспитывает сына.
Сектор маркетинга и туризма появился в бийской мэрии в 2010 году.