июнь 21, 2002
С начала года налоговые органы потеряли возможность штрафовать коммерческие предприятия за неприменение контрольно-кассовых машин. 1 июля, в день вступления в силу Кодекса PФ об административных правонарушениях (КоАП), все встанет на свои места - налоговики получат утерянные ранее полномочия. С этого же дня за один не отбитый чек придется выплачивать штраф, способный поставить под вопрос дальнейшее развитие многих компаний. Таким образом, может повториться ситуация, разрешить которую прежде предпринимателям удалось лишь с помощью Конституционного суда.
Новый КоАП разрабатывался долго и мучительно. Законодатели с 1992 года сломали немало копий в дебатах о современном российском административном праве и о необходимости создания кодекса, "адекватного для настоящего времени". 30 декабря 2001 года кодекс все же был подписан президентом. А днем позднее вступил в силу Закон "О ведении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях", в котором говорилось, что новый свод административного законодательства будет применяться в стране с 1 июля 2002 года. Кроме того, этот закон признал недействительной статью 7 Закона "О применении контрольно-кассовых машин". Именно эта статья, а не КоАП РСФСР, давала право налоговым органам налагать штрафы на субъектов предпринимательской деятельности за неприменение ККМ. Таким образом, налоговики потеряли часть полномочий. Им оставалось дожидаться дня вступления в силу нового КоАПа, разрешающего налоговой службе выносить постановления о штрафе за не отбитые чеки. Таким образом, получилось, что c 1 января до дня вступления в силу нового кодекса бизнесмены не несут перед налоговыми органами никакой ответственности за неприменение ККМ.
В межрайонной инспекции УМНС РФ по Барнаулу подтвердили, что сейчас налоговики вообще не штрафуют за неприменение ККМ. В краевом налоговом управлении нам сообщили, что, оказывается, контролеры за использованием кассовых машин, работают в настоящее время по другой схеме. Руководитель отдела краевого управления МНС РФ Александр Гурин сообщил следующее: "С 1 января вся отчетность по данным нарушениям в управлении отменена. Мы имеем план сотрудничества с органами внутренних дел. При выявлении факта неиспользования ККМ, налоговые органы составляют акт, который затем передается в милицейские органы. Они и принимают решение о наложении взыскания". Как стало ясно из разговора с Александром Гуриным, передаются протоколы и в Госторгинспекцию.
Не будем заострять внимание на этой схеме, к которой налоговую службу, по словам Александра Гурина, "заставило прибегнуть государство". Да и существовать связкам "налоговики-милиция" и "налоговики-Госторинспекция" в ходе контроля за использованием кассовых аппаратов осталось недолго. С 1 июля налоговая служба получит все полномочия в полном объеме. Сегодня важнее иное.
Для начала обратим внимание на то, что новый КоАП принесет некоторое послабление индивидуальным предпринимателям. Штрафы за неотбитые чеки для них теперь будут несколько ниже - 30-40 минимальных размеров оплаты труда, вместо прежних 50-100 (сегодня МРОТ для расчетов равен 100 рублям). А вот юрлицам можно только посочувствовать. Законодатели предусмотрели для них просто гигантские штрафы - от 300 до 400 "минималок". Нетрудно подсчитать, что суммы штрафов будут составлять 30-40 тысяч рублей. И здесь возникают большие сомнения по поводу соответствия этой нормы нового кодекса Конституции России.
Дело в том, что до 1993 года в Pоссии не было санкций на работу без ККМ. В 1993 году появился закон "О применении контрольно-кассовых машин", в котором говорилось и о штрафе в размере 350 МРОТ для всех субъектов предпринимательской деятельности. Вслед за повлением этого закона в КоАП РСФСР была внесена статья 146, устанавливающая наказание за неприменение ККМ. Правда, штрафные санкции там были совершенно иные - от 50 до 100 МРОТ. "Эта статья КоАП практически не находила своего применения, - считает специалист в области административного права Владимир Самохвалов, - налоговики за неприменение ККМ налагали на предпринимателей и юридических лиц санкцию, предусмотренную законом о ККМ - 350 МРОТ. Естественно, такой крупный штраф не мог не вызвать возмущения бизнесменов".
В 1998 году норма закона о ККМ, о которой говорилось выше, была обжалована в Конституционном суде. Суд в мае 1998 года признал эту норму не соответствующей Конституции, указав на два важных момента. Во-первых, на отсутствие так называемой "вилки", позволяющей изменять размер штрафа в зависимости от обстоятельств, при которых было совершено правонарушение. Во-вторых, суд посчитал, что столь большой штраф за неприменение ККМ превратится "из меры воздействия в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности". Оспоренная норма закона о ККМ была названа "несоразмерным ограничением гарантированных Конституцией свободы экономической деятельности, права каждого на использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности".
Отметим, Конституционный суд постановил, что до урегулирования этого вопроса на законодательном уровне все штрафы за неприменение ККМ должны налагаться по нормам КоАП РСФСР. Как видно, авторы нового кодекса поняли суд по-своему. Теперь чиновники при определении размера штрафа для провинившейся организации получили своеобразное поле для размышлений, границами которого стали две суммы - 30 и 40 тысяч рублей. Однако, включив "вилку", законотворцы словно закрыли глаза на другую, хорошо известную им часть определения суда, в которой штраф в размере 350 МРОТ называется неконституционным "инструментом подавления экономической самостоятельности".
1 июля вся система административных взысканий за неприменение ККМ сделает большой шаг назад - в 1998 год. При этом, по мнению ряда юристов, нарушится законодательство о Конституционном суде, которое предусматривает, что "юридическая сила постановления Конституционного суда о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта". Сторонники этого мнения считают, что после вступления в силу нового кодекса юрлица, подвергшиеся штрафу, имеют все шансы выиграть у государства дело в гражданском суде. Хотя есть и более осторожные рекомендации. Например, сначала обратиться за разъяснениями в Конституционный суд. "Вполне возможно, что суд на этот раз выступит за конституционность новой нормы", - высказал свое мнение в одном из интернет-форумов известный специалист в области административного права, член Академии юридических наук Леонид Ольшанский. По его мнению, сделать запрос необходимо, поскольку до соответствующих разъяснений Конституционного суда "ни гражданские суды, ни уж тем более контролирующие органы, не откажутся от применения новой нормы кодекса".
Недавно на совещании в городской налоговой инспекции шла речь о необходимости усиления контроля за применением ККМ в связи с вступлением в силу КоАП РФ. Так что проверок в коммерческих организациях, очевидно, станет больше. Хотелось бы, чтобы государственные мужи помнили слова, сказанные председателем Верховного суда США Джоном Маршаллом еще в 1819 году: "Власть вводить налоги подразумевает власть разрушать". В принципе, это относится и к непомерно высоким штрафам за один неотбитый чек.
В новом Кодексе РФ об административных правонарушениях, в отличие от прежней редакции документа, нет статей, предусматривающих ответственность субъектов предпринимательской деятельности за использование неисправной контрольно-кассовой машины, несовпадение суммы, указанной в чеке, с суммой, оплаченной покупателем, за невыдачу чека. Правда, в межрайонной инспекции МНС РФ по Барнаулу нам сообщили, что невыдача чека равноценна неприменению ККМ.
Решения о наложении взыскания за неприменение ККМ будут принимать непосредственно налоговые органы. Вместе с тем, по наибольшему виду административных правонарушений в сфере налогов и сборов постановления о наложении взыскания будут выносить "гражданские" судьи.