ноябрь 12, 2015
16 октября Министерство образования и науки объявило конкурс на создание в российских регионах опорных вузов. Это дало старт новому этапу реформы высшего образования. Регионы должны сами решить, нужны ли им такие университеты. Однако, по некоторым данным, после завершения реформы в стране останется только четыре категории вузов: ведущие университеты, региональные опорные университеты, отраслевые специализированные и остальные, которые будут заниматься только прикладным бакалавриатом. Altapress.ru попытался разобраться, как в крае смотрят на создание такого вуза, когда и какие университеты могут объединиться.
Осенний Барнаул с высоты птичьего полета.
letim-visoko.ru
О грядущей реформе высшего образования в России активно говорят с середины года. Однако старт ей был дан чуть меньше месяца назад — с объявления Минобром конкурса на создание опорных вузов. Планируется, что это будут наиболее крупные образовательные центры регионов России, в которых ведомство сконцентрирует основные ресурсы. Глава Минобра Дмитрий Ливанов объясняет необходимость создания нового типа университетов демографией (студентов становится меньше, и такое количество вузов стране уже не нужно) и неспособностью значительного количества региональных вузов обеспечить качественное образование. Чтобы бюджетные средства не распылялись, считают чиновники, необходимо объединить небольшие вузы среднего уровня в один большой многопрофильный университет.
Опорный вуз будет иметь ряд дополнительных мер поддержки со стороны Минобрнауки. Самая весомая из них — дополнительное федеральное финансирование. Оно будет осуществляться в течение трех лет после присвоения статуса опорного и составит до 200 млн рублей в год. Кроме этого, таким вузам обещают приоритетное участие в базовой части госзаданий и выделение мест на аспирантуру, магистратуру, а также преимущественное право на прием иностранных студентов в рамках квоты на обучение.
2 ноября глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов подписал документ о создании первого в России опорного вуза. Он появится в Волгограде после слияния архитектурно-строительного и технического университетов.
Первый этап конкурса проходит уже сейчас. В 2016 году планируется проведение еще двух его этапов. В результате в стране будет создано около 100–150 объединенных опорных университетов.
Участвовать в конкурсе могут только федеральные университеты, находящиеся в одном муниципальном образовании, которые решат объединиться. Для этого им нужно заручиться поддержкой администрации региона и подготовить программу развития.
В крае первым о своем желании участвовать в министерском конкурсе заявил Алтайский государственный университет. Однако пока там не комментируют варианты слияния с другими вузами, а также сроки возможного создания такой организации. "Мы бы хотели участвовать в этом конкурсе как можно быстрее, но когда это будет, с кем интеграция произойдет, сказать сложно", — говорит первый проректор по учебной работе АлтГУ Евгений Аничкин. Он единственный представитель края, который побывал на экспертном семинаре Минобрнауки РФ, где обсуждали эту инициативу.
Если в регионе не появится опорный вуз, существует реальная угроза, что у нас останутся только вузы широкой бакалаврской подготовки. То есть здесь не будут представлены программы магистратуры и аспирантуры, не будет диссертационных советов. Как следствие, сократится объем федерального финансирования хотя бы за счет того, что вузам выделят меньше бюджетных мест.
Заинтересованы в создании такого университета и в администрации региона. "Для того чтобы инициировать эту процедуру, нужно желание самих вузов. Пока конкретных проектов нет, но если они появятся, мы их поддержим", — говорит начальник отдела взаимодействия с высшими учебными заведениями Главного управления края по образованию Евгений Кайгородов.
Согласно указу о проведении конкурса на создание опорных университетов участвовать в объединении могут вузы, подведомственные разным министерствам. Однако на практике это вряд ли будет реализовано, несмотря на то что сейчас в регионе активнее всего между собой сотрудничают как раз такие вузы. Например, исследователи АлтГУ работают над проектом "Кулунда" с учеными аграрного университета, находящегося в подчинении у Минсельхоза. По словам Евгения Аничкина, из более 60 вузов России, которые за последние четыре года подверглись реорганизации, только два-три подчинялись другим министерствам.
Мы сотрудничаем с вузами, подчиненными другим министерствам, но сейчас я не могу сказать, возможно ли объединение с ними. Есть серьезные сложности формально-юридического и финансового характера, которые эти процессы сдерживают.
Сомнения по поводу возможности такого варианта высказывают и руководители подведомственных другим министерствам вузов. "Нас это не касается, так как мы — ведомственный вуз", — говорит Игорь Салдан, ректор Алтайского медуниверситета, который находится в подчинении у Минздрава. Такой же позиции придерживается и аграрный университет.
Сейчас Минкульт не рассматривает объединение с другими вузами. Нам сегодня очень сложно говорить о слиянии, так как ни в одном вузе города нет кадров, которые соответствуют нашим направлениям подготовки, ни одной научно-творческой школы по тем направлениям, с которыми мы работаем. Объединение возможно разве что механическое, но мы не видим в этом смысла.
Таким образом, в случае, если решение об участии вузов региона в министерском конкурсе будет принято, наиболее вероятно объединение вузов края, которые подчиняются непосредственно Минобрнауки, — это Алтайский государственный университет, Алтайский государственный технический университет и Алтайский государственный педагогический университет. Из них о желании объединяться пока говорит только АлтГУ. Остальные подобных заявлений не делают. Однако в техническом университете такой возможности тоже не исключают.
Если региональные власти сочтут экономически целесообразным и эффективным создание объединенного регионального вуза путем слияния двух-трех вузов, то мы готовы рассмотреть такую возможность и принять самое активное участие в разработке проекта на равных условиях с другими учебными заведениями.
Вариант присоединения к другому вузу и участия в конкурсе как организации-партнера политех не устраивает.
Учредителем трех из шести федеральных государственных вузов, работающих в Барнауле, выступает Министерство образования и науки РФ.
Александр Ситников также отмечает: по словам министра образования Ливанова, после создания сети опорных университетов каждый вуз может сохранить свою индивидуальность и автономию, никаких нажимов со стороны министерства не будет. Не до конца уверены в политехе и в экономической выгоде такого слияния.
Создание опорного вуза предполагает расширенное финансирование. Но с каждым годом при увеличении числа опорных вузов сумма поддержки может изменяться в сторону уменьшения. Пока абсолютно неясно, как будут финансироваться опорные вузы после 2020 года.
В педагогическом университете эту тему оставляют без комментариев.
Я убеждена, что у нас все вузы самодостаточны, каждый выполняет свою социальную функцию, которая ему отведена. Каждый вуз крепок, имеет свои традиции. Их разрушение — дело достаточно быстрое, а создание — период сложный.
В АлтГТУ отмечают и минусы, к которым может привести слияние, — укрупнение однозначно приведет к пересмотру портфеля образовательных услуг, к кадровым перестановкам, к сокращению профессорско-преподавательского состава и числа сотрудников, что, конечно, может повлиять на социальную напряженность в регионе.
В АлтГУ не отрицают — минусы при объединении вузов неизбежны.
Задача — сделать такое объединение согласованным, добровольным, щадящим, чтобы оно было максимально безболезненным. Если действовать так, негативных эффектов будет очень немного, а позитивных куда больше/
По данным altapress.ru, решение о создании опорного вуза может быть принято уже в конце недели. На этот срок намечен совет ректоров, на который приглашен губернатор Александр Карлин.
Программа развития опорного университета должна быть принята на срок не менее пяти лет и предполагать:
— реорганизацию не менее двух образовательных организаций путем присоединения;
— модернизацию образовательной, научно-исследовательской и инновационной деятельности, системы управления университетом, материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры; развитие кадрового потенциала;
— обязательства по софинансированию реализации программы развития в объеме не менее 20% запрашиваемой субсидии, которое может осуществляться из бюджета субъекта или из собственных средств вуза.
К 2020 году опорный вуз должен добиться следующих показателей:
Часть показателей, которые учитываются при определении победителей конкурса на создание опорного вуза, публикуется в рамках ежегодного мониторинга Минобрнауки. По итогам 2014 года алтайские вузы добились следующих показателей.
При принятии решения об объединении вузам придется договариваться о том, как будет проходить реорганизация структуры управления, какой будет реорганизация учебных подразделений и в каких объемах, договариваться об оптимизации штатного состава: и административно-управленческого персонала, и профессорско-преподавательского состава, и учебно-вспомогательного. Еще нужно договариваться по поводу инвентаризации имущества, использования единого имущественного комплекса, а также согласовывать учебные программы, планы, учебно-методическую документацию.