ноябрь 13, 2015
Последние годы эксперты называют одними из самых сложных для алтайской мясоперерабатывающей отрасли. Снижение спроса на продукцию вкупе с возросшими затратами заставляют предприятия искать различные варианты выхода из сложившейся ситуации. Что в этом плане делается, altapress.ru рассказал председатель правления "Мясного союза Алтая" Иван Яшкин.
Мясо.
открытые источники (CC0)
— Для мясной отрасли Алтайского края одним из самых сложных был 2014 год. В нынешнем году негативные тенденции продолжились. Главная причина кроется в падающем спросе на готовую продукцию, в частности на колбасу. По данным Росстата, в январе – сентябре 2015 года объем производства колбасных изделий в России снизился примерно на 1%, а в Алтайском крае — на 14,2%. По результатам опросов наших предприятий, снижение спроса гораздо значительнее, чем представляют органы статистики. В среднем по стране за год этот показатель может составить до 15%.
При этом цена на сырье увеличивается. Так, с декабря 2014 года говядина в Алтайском крае подорожала на 17,6%, свинина — на 1%. Ситуация по мясу птицы несколько иная. Здесь цены держатся на уровне января 2015 года.
В августе нынешнего года произошел очередной скачок курса иностранных валют, который негативно сказался на положении в отрасли. В частности, зафиксирован рост цен на все вспомогательные материалы, которые приходится закупать за рубежом.
По оценкам Национального союза мясопереработчиков, маржинальность предприятий отрасли по году снизится на 8–10%. Что же касается самого производства, то, по прогнозам, на каждого жителя Алтайского края местные предприятия смогут произвести лишь 65 килограммов продукции в пересчете на мясо, в 2014 году этот показатель был 73 килограмма.
Отмечу, что дело не в плохой работе мясопереработчиков или сельхозпредприятий, поставляющих сырье, а в том, что покупательная способность населения существенно снизилась.
— Сейчас всеми правдами и неправдами местные предприятия ищут пути выхода из сложившейся ситуации. Практически полностью решен вопрос о бесконтрольном вывозе мясного сырья в Казахстан. В начале года по этому поводу нам приходилось даже обращаться в региональную антикризисную комиссию. Все прекрасно понимают, что данный процесс является нормальным рыночным процессом, однако повлиять на него все-таки удалось с помощью контролирующих органов. Все подведомственные структуры, в том числе Россельхознадзор, Управление ветеринарии Алтайского края, смогли взять этот вопрос на контроль. Благодаря усилению контроля практически каждую неделю на территории края стали фиксировать случаи перевоза животных или мяса без сопроводительных документов. Это стало сдерживающим фактором, и в течение последних трех-четырех месяцев в Алтайском крае стабилизировалось цена на сырье.
Что касается свинины, то здесь большой вклад делают крупные предприятия, такие как "Альтаир-Агро", "Алтаймясопром", "Антипинское". Сейчас вопрос стоит о дополнительном кредитном финансировании этих проектов. Для выхода на полную мощность "Альтаиру-Агро" и "Алтаймясопрому" требуется порядка 3 млрд рублей кредитных ресурсов. Возможности предоставления займов сейчас прорабатываются.
Свое поголовье свиней имеют также личные и крестьянско-фермерские хозяйства. Однако из-за бушующей на юге России африканской чумы свиней в программу развития свиноводства этот сектор не был включен. Но и здесь есть определенное развитие. При этом надо учесть, что свинина с подворья не всегда соответствует требованиям переработчиков. В этом плане необходимо продолжать развиваться.
По мясу птицы потребность края полностью закрыта. Успешно работает "Алтайский бройлер", на новый уровень выходит утиная ферма "Чикен-дак". В ближайшие годы это предприятие планирует реализовать масштабный инвестиционный проект. Сейчас торговый дом "Алтайская утка" уже прорабатывает варианты сотрудничества с крупными торговыми сетями.
Надо сказать, что мясопереработчики Алтайского края после введения продовольственного эмбарго оказались в более выигрышном положении, нежели предприятия европейской части страны. Большинство комбинатов там работали на импортом сырье, а мы — на собственном. Это серьезный плюс.
— На сегодняшний день максимальная загруженность мощностей составляет порядка 50%. Это значит, что на имеющемся оборудовании алтайские переработчики могут увечить производство в два раза. Самые высокие показатели достигались в 2012 году, когда выпуск колбасной и мясной продукции превысил показатели советских времен.
Даже в нынешней непростой ситуации предприятия продолжают модернизацию. Надо признать, не всем она дается легко. Современным заводам в этом отношении проще. А вот предприятиям, построенным 50–70 лет назад, вместе с заменой оборудования приходится практически полностью перестраивать заводские корпуса. Инженерным службам приходится все это просчитывать.
Но опять же, повторюсь, даже на имеющемся сейчас оборудовании мясопереработчики в состоянии существенно увеличить производство. Главным вопросом в этом плане является стоимость сырья и покупательская активность населения.
— На сегодняшний день это выпуск продукции под спрос. Речь идет о мясных полуфабрикатах и более дешевых колбасах. Как может поменяться ситуация в дальнейшем, предугадать сложно.
— Больших изменений я отметить не могу. Но есть другая тенденция: алтайские мясоперерабатывающие предприятия все активнее открывают собственные магазины. В этом плане хорошо работает "Альтаир-Агро". По сути, компания уже выстроила полноценную производственную цепочку от поля до прилавка. Есть свои посевные площади, свой комбикормовый завод, свиноводческий комплекс, перерабатывающий цех и сеть торговых точек.
Сейчас речь уже идет о создании определенной торговой кооперации, чтобы в мясных магазинах продавалась другая продукция алтайских производителей, например сыры, молоко, рыба. В этом плане удачно работает бийское предприятие "Пятачок": в его магазинах можно купить и мясную, и рыбную продукцию данной фирмы.
В формате шаговой доступности во многих районах краевой столицы есть киоски "Барнаульского мясоперерабатывающего комбината". Думаю, что подобный формат получит развитие и у других производителей.
— За пределы границ России наша продукция далеко не уходит. Самые ближайшие поставки осуществляются в Казахстан. С этой страной работает и "Алтайский бройлер", и "Альтаир-Агро", и "Алтайская утка". Утиное мясо также представлено в Москве и Московской области, Екатеринбурге, Челябинске, Чите, Иркутске, Хабаровске.
Пробные поставки своей продукции в Москву недавно осуществил "Рубцовский мясоперерабатывающий завод". Отправка осуществлялась воздушным транспортом. Если эксперимент окажется удачным, его можно тиражировать и другим предприятиям края.
Отдельно хочется сказать еще об одном важном аспекте — это госзакупки. Самый главный критерий в данном случае — цена, а качество может быть на втором, а может — на последнем месте. Очевидно, что каждое предприятие хочет иметь прибыль. И получается, чтобы поставить дешевую продукцию по госзаказу, приходится вместо мясных ингредиентов добавлять заменители. А эта продукция идет в больницы, детские сады, школы. Данный вопрос не единожды поднимался на уровне Алтайского края. Однако пока решение не будет принято на уровне федерации, ничего не изменится.
— Надо признать, что малым предприятиям довольно сложно конкурировать с крупными. Издержки, которые они несут на единицу продукции, получаются гораздо выше. Но перспектива у "малышей" все же есть. Главное — найти свою нишу и возможности по сбыту продукции. В этом плане опять же возможна кооперация с другими мясопереработчиками. К сожалению, вопросом продвижения своей продукции плохо занимаются даже крупные предприятия, не говоря уже о малых. К примеру, есть в Бийске ИП Толмачева, выпускающее продукцию под маркой "Мясная тележка". В этом году на "Дне мясного гурмана" они выиграли почти все номинации "Народное признание". Но широкому кругу потребителей это предприятие практически неизвестно.