ноябрь 13, 2015
12 ноября в Барнауле прошло заседание Совета ректоров, на котором обсудили новый этап реформы высшего образования - объявленный Министерством образования и науки конкурс на создание в российских регионах опорных вузов.
На заседании Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай обсудили создание в регионе опорного университета.
altairegion22.ru
Регионы сами должны решить, нужны ли им такие организации. По итогам заседания в Алтайском крае создали рабочую группа, которая должна проработать варианты участия региона в проекте. Губернатор Александр Карлин, который был приглашен на совет, отметил, что "мы не можем остаться вне контекста развития системы высшего образования". При этом он обратил внимание собравшихся на то, что "любые реформаторские идеи и действия должны минимум не ухудшать ту сферу, которой касаются", и пообещал взять вопрос объединения вузов на контроль.
На данном этапе за создание в регионе опорного вуза активнее всего Алтайский госуниверситет. Остальные руководители вузов в объединении , чем плюсов. Главные из которых — сохранение самобытности вузов и судьба тех из них, которые не войдут в состав опорного.
У меня по поводу объединения пока только одни вопросы, но нет ответов. Стоит вопрос о принципах формирования опорного вуза. Во-первых сама идея такого процесса — убрать слабые вузы и объединить их вокруг сильного. Второй вопрос — добровольность. Если вуз откажется создавать с кем-то опорный, то превратится в придаток. Тогда о какой добровольности идет речь? Третий вопрос — финансовый. Выделяются дополнительные средства, из них 20% должен финансировать либо край, либо сам вуз, либо бизнес. При этом в прошлом году финансирование вузов было сокращено на 10-20 млн. рублей. Если речь о всех вузах края, то это уже больше 100 млн. рублей. Это что за финансирование — 200 млн. дают, 200 забирают. Следующий вопрос — качество подготовки. У нас есть два крупных вуза, которые конкурируют между собой и стремятся развиваться. Если их объединить, конкуренции не будет. У нас есть время до 2016 года, чтобы продумать осуществление этой кооперации вузов Алтайского края, потому что у нас все вузы самодостаточны. Александр Ситников, ректор АлтГТУ.Олег Богданов
Министерство сельского хозяйства организовало все аграрные вузы, подключило Научно-исследовательский университет Высшей школы экономики и с августа разрабатывает стратегию развития аграрного образования в России до 2020 года. Поэтому как бы нам с этими реформами, о которых говорит Министерство, не выбросить то хорошее, что накопилось в системе высшего образования. Мы понимаем позицию министерства образования, но в первую очередь мы должны, наверное, смотреть не на финансовую составляющую, а на результат работы. Мы думаем, что торопиться не стоит. Если опорный вуз будет создан, а остальные перейдут на подготовку бакалавров, как быть с профильностью? Кто будет реализовывать профильные программы магистратуры? Николай Колпаков.АГАУ.
Это не просто сложный вопрос, он болезненный. Прежде всего, создание опорного вуза грозит неизбежной оптимизацией штатов. Есть риски, что сокращение коснется прежде всего сотрудников присоединенного вуза. Сегодня образовательный стандарт состоит на 30% из федерального компонента, остальные 70% разрабатываются непосредственно в вузе. В случае объединения, предпочтение здесь также будет создано вузу, к которому кто-то присоединиться. Сокращения приведут к снижения качества профессорско-преподавательского состава и эффективности научно-методических школ. Второй момент — период интеграции займет три-четыре года. В период выборов 2016-2017 года может произойти ослабление управляемости педагогических и студенческих коллективов. Следующее — географический фактор: у нас большая территория и низкая плотность населения. Стратегическая задача — сохранение села, основу которого составляют учителя и работники культуры. Ирина Лазаренко, ректор педакадемии.Анна ЗайковаС нашей точки зрения нецелесообразно присоединять педагогический университет к классическому из-за перераспределения контрольных цифр приема в пользу направлений подготовки классического университета доступность бесплатного высшего образования для абитуриентов из села снизится, после объединения произойдет отток абитуриентов с педагогических специальностей, а в связи с ростом числа учеников и старением учителей только к началу 2016 года необходимо подготовить 792 учителя и 455 педагогов дошкольного образования. Также возможно снижение стипендиальной поддержки студентов педагогического профиля из-за других приоритетов классического вуза. Хочу внести три предложения: максимально отсрочить процедуру создания опорного вуза, в основы развития региональной вышей школы положить отраслевой принцип и рассмотреть вопрос о создании одного педагогического вуза вместо существующих двух.
Считаю, что необходимо создать рабочую группу. Хочу обратить внимание на те вузы, которые как наш, имеют ярко выраженную специфику. так, если смотреть на принципы, по которым формируется опорный вуз, ни один из них не является определяющим для вуза культуры. Также мы не можем находится вне системы художественного образования, которая начинается с предпрофесиональной подготовки и заканчивается высшим образованием. Если говорить о финансировании, то при вхождении в состав опорного мы его лишимся — останемся вне финансирования, которое выделяет Министерство культуры на проведение и участие в творческих конкурсах. Позиция Минкульта такова: сегодня ни один его вуза не рассматривается для вхождения в состав какого-либо университета и создания опорного. Галина Буевич.Олег Богданов
Участие в этом процессе Министерство здравоохранения сегодня не рассматривает. Мы изучили информацию по стране, сегодня ни один медицинский вуз пока не присоединился к другому. Следующий момент — мы готовим специалистов, а не бакалавров. Еще один момент - мы готовим специалистов не только для Алтайского края, но и для соседних регионов и стран, а присоединившись к другому вузу, рискуем потерять этих абитуриентов. Игорь Салдан.
Хочу обратить внимание, что мы должны прогнозировать не только сегодняшнее развитие каждого вуза, но развитие ситуации в целом. Формирование опорного вуза исходит не из пожелания Министерства, а из объективных причин, которые сложились в настоящее время. Это резкое снижение выпускников средне специальных учебных заведений, которые поступают в вузы, и прогнозируемое снижение числа абитуриентов, что приведет к сокращению профессорско-преподавательского состава. Это ведет и к снижению числа советов по подготовке преподавателей высшей квалификации. Если в регионе не будет создан опорный вуз, федеральные университеты и опорные вузы соседних регионов будут оттягивать лучших абитуриентов. Сергей Землюков.www.asu.ru