ноябрь 16, 2015
Программу развития мясного скотоводства на ближайшие три года утвердили на Алтае. Согласно документу, к концу 2018 года поголовье специализированного скота и производство высококачественной говядины в крае должны увеличиться примерно на 10%. Чтобы это произошло, в регионе запланировано несколько направлений субсидирования. Средства на эти цели планируется выделить из краевого бюджета. Существенные инвестиции предстоит вложить и самим предприятиям.
Коровы.
pixabay.com
Первые попытки сделать Алтай мясным центром Сибири предпринимались еще в 60-е годы прошлого века. И какое-то время они были вполне успешны, несмотря на то что мясо шло в основном от молочных пород скота. К 1991 году поголовье коров насчитывало 10 тыс. голов. Но потом, пользуясь тяжелым финансовым положением сельхозпредприятий, мясокомбинаты выставляли одинаковую цену и за старую молочную корову, и за молодого бычка-герефорда. Таким образом, у сельхозпредприятий не стало стимулов развивать мясное скотоводство: поголовье сократилось к 2000 году до 2,7 тыс. голов.
Вторая волна интереса относится к 2008 году. Именно в тот период в России появилась целевая программа по поддержке данного направления. По словам Владимира Плешакова, председателя ассоциации "МясПлем Алтай", до этого момента отрасль держалась на одном энтузиазме. Однако с 2008 года объем производства качественной говядины от мясных пород скота в Алтайском крае увеличился больше чем в 5 раз. В 2014 году этот показатель достиг 15 тыс. тонн, из которых порядка 8–10% приходится на стейковые части.
По расчетам разработчиков новой программы, развитие данного направления в ближайшие годы будет происходить в более умеренном темпе. Так, к концу 2018 года поголовье мясных и помесных пород скота должно возрасти с нынешних 65 тыс. голов до 69,7 тыс., производство высококачественной говядины — с 14,4 до 16 тыс. тонн.
Главными направлениями поддержки на ближайшие годы останутся субсидирование части затрат на откорм молодняка, а также компенсация создания и модернизации мясных ферм и откормочников. В общей сложности на эти цели планируется направить 45 млн рублей. Более существенные суммы планируется привлечь из внебюджетных источников. Согласно программе, частные инвестиции в мясное скотоводство за три года должны составить 1,4 млрд рублей. Как сообщил Владимир Плешаков, основные инвестиции в данную отрасль были сделаны в предыдущие годы: построены и отремонтированы помещения, закуплен дорогостоящий мясной скот за рубежом. В целом, по оценке эксперта, в год крупнейшие предприятия мясной отрасли края инвестируют в свое развитие от 10 до 50 млн рублей.
В текущем году один из лидеров отрасли — сельхозпредприятие "Лебяжье" Егорьевского района — построил кормовую площадку на 300 голов и помещение для содержания молодняка. Новый откормочник также появился и в КФХ "Наука". В целом за три года хозяйство запустило в работу уже несколько объектов общей мощностью 1,5 тыс. постановочных мест.
По данным altapress.ru, в стадии разработки находится проект современной бойни. Его реализует предприятие "Вирт" из Целинного района. Предполагается, что на новой площадке будет вестись не только разделка, но и спецупаковка говядины.
Год и два месяца в России действуют продовольственные санкции, которые распространяются на молочную, мясную, рыбную продукцию, а также овощи и фрукты из стран ЕС, США, Норвегии и Австралии. И если в сфере "молочки" были сделаны кое-какие послабления, например разрешен ввоз швейцарских сыров, то в мясной нет. Мы решили спросить у алтайских мясопереработчиков, чего они достигли за время санкций?
Если честно, похвастаться нам особенно нечем. За год с небольшим никаких изменений в нашей работе не произошло. Мы постоянно занимаемся выпуском новых видов продукции и делали это еще до санкций. Так что для нас после их введения ничего не изменилось.
В работе за этот год есть плюсы и минусы. Сейчас появилась возможность закупать КРС живым весом, если сравнивать с 2014-м, когда был дефицит говядины, в этом году ситуация хорошая. Минус связан с тем, что сырья, которое мы бы хотели видеть, на рынке края все меньше и меньше, например свинины третьей категории на рынке нет, в крае ее выращивает только один свинокомплекс. Отрицательная динамика также видна в снижении потребления мясоколбасной продукции и увеличении доли потребления сырьевых охлажденных продуктов. Это связано со снижением доходов: люди думают, что полуфабрикаты дороже сырья. Также это происходит из-за того, что сейчас появляется много необоснованной информации в СМИ о качестве готовых продуктов.
Сейчас цена на сырье высокая, но мы рассматриваем это не как экономический кризис, а как новые рыночные условия, к которым нужно быть готовыми. При этом в прошедшем году нам не просто удалось сохранить коллектив, но и ввести новые технологические процессы, представить на рынок новинки.
Мы работаем в обычном режиме. С мясом у нас ситуация нормальная, не знаю, почему некоторые производители жалуются на его отсутствие. Мы давно пользуемся своим мясным сырьем. За границей была разделка свинины и говядины. То есть можно было взять только грудинку или только балык, но за последние годы наши поставщики тоже стали это все делать. Хорошие производители нанимают технологов, общаются с покупателями и подстраиваются под стандарты рынка. Сейчас никакого дефицита нет, кроме конины, которую массово вывезли в Казахстан, мы продукцию из нее тоже выпускали, но сейчас уже больше 9 месяцев не производим. Остальную продукцию мы поставляем на рынок.
Похвастаться нам нечем. В последний год мы заметили спад потребления нашей продукции в связи со снижением покупательной способности населения. За этот год мы меняли ассортимент, снижали цену на продукцию, но положительной динамики добиться не удалось.