ноябрь 23, 2015
Зарплаты в Алтайском крае снижаются, а заявляемая позитивная динамика по оплате труда бюджетников - это "средняя температура по больнице", за которой скрывается оптимизация учреждений, сокращения работников и реальное падение зарплат в муниципалитетах. Об этом 20 ноября на публичном обсуждении проекта бюджета края на 2016 год заявил Владимир Бабушкин, председатель краевого объединения профсоюзов.
Рубли.
pixabay.com
От качества бюджета зависит уровень жизни каждого человека, независимо от того, где он работает — в бюджетном или небюджетном секторе экономики. Бюджет - это наша безопасность, возможность получить финансовую поддержку промышленным или сельскохозяйственным организациям, качественные услуги здравоохранения и образования, социальную защиту и многое другое. А главное это основной источник доходов для работников бюджетной сферы. По понятным причинам бюджет 2016 года прогнозируется с максимально возможным дефицитом. <...> Владимир Бабушкинwww.asu.ru
Что касается заработной платы, то денежные доходы населения за восемь месяцев в сопоставимых ценах составили 98,2% к уровню 2014 года. Среднемесячная зарплата составила 19 406 рублей с ростом 103,5%. При инфляции 109,1%. Темпы снижения реальной заработной платы населения в августе составили 9,5% к августу 2014 года. Край по-прежнему отстает по этому показателю от всех регионов России. Несмотря на многочисленные попытки профсоюзов решить вопрос по повышению региональной минимальной заработной платы для бюджетников, она по-прежнему остается на уровне МРОТ 5965 рублей. Это составляет только 64% от прожиточного минимума трудоспособного населения в Алтайском крае (за III квартал прожиточный минимум установлен в размере 9383 рубля). На такую зарплату умудряются выжить 22 тыс. работников бюджетной сферы категории "младший обслуживающий персонал".
В отношении отдельных категорий персонала продолжается работа по исполнению указов президента по повышению заработных плат. Зарплата работников бюджетной сферы повышалась не только за счет дополнительных выделяемых средств по указам, но и за счет оптимизации сети бюджетных учреждений, штатной численности работников и интенсификации их труда. Выступая с высоких трибун, нам говорят, что заработная плата растет, все показатели выполняются и перевыполняются. Однако мы уже не раз убеждались, что это как средняя температура по палате, а статистика вещь лукавая. В действительности картина не так оптимистична.
У нас есть целый ряд примеров отдельных муниципальных образований, в которых дорожные карты не выполняются, а заработные платы снижаются. Кризис уже привел к снижению покупательской способности и денежных доходов населения. Негативные тенденции и сложности в экономической ситуации страны сохранятся и в 2016 году. Наша сегодня главная задача — сделать все, чтобы защитить реальные доходы работников.
Однако давайте посмотрим, что нас ожидает в 2016 году и на что нам рассчитывать в части зарплаты в бюджетных отраслях. В проекте бюджета на 2016 год отмечается снижение собственных доходов на 456 млн. рублей, поступления из федерального бюджета возрастут более чем на 1 млрд. рублей. При этом снижаются расходы на образование, на здравоохранение, на физическую культуру и спорт. Небольшой прирост — на культуру и социальную политику. Снижаются федеральные дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов для повышения оплаты труда бюджетников. Они составят всего 44,7% к плану 2015 года. Не предусмотрены дополнительные расходы на индексацию заработной платы. При этом с 1 января повышается МРОТ до 6204 рублей. И нужно выполнять постановление правительства о повышении районного коэффициента на отдельных территориях края.
Наряду с недофинансированием внедряется так называемый эффективный контракт и новая методика расчета средней зарплаты. Все эти нововведения прикрываются благими намерениями. Что получается по факту, я вам попробую показать. В организациях нет дополнительных средств на повышение МРОТ, районного коэффициента. А платить работодатель обязан. Следовательно — за счет стимулирующей части фонда оплаты труда, а без стимулирования не может быть эффективного контракта. Вот круг и замкнулся.
Внедрение новой методики расчета средней зарплаты по регионам привело к значительному занижению этого показателя и к искусственному занижению планки роста зарплаты работников бюджетной сферы по дорожным картам. Если по предыдущей методике среднемесячный уровень зарплаты составлял бы около 20 тыс. рублей, то по новой — около 17 тыс. Получается, согласно новой методике, по многим категориям работников, указанным в указах, целевые показатели были достигнуты еще в 2014 году. Отсюда, наверно, и снижение дотаций и из федерального бюджета.
Но и это не все. Последние консультации, а также поступающие данные из муниципалитетов показывают, что расходы на оплату труда уже сокращены на 5% к запланированному уровню 2015 года. Мы понимаем ситуацию, поэтому скорректировали свои требования. Но мы договорились сосредоточиться на главном требовании — не снижать фонд оплаты труда бюджетных учреждений. Это в конечном итоге окажет эффект стимулирования и роста экономики путем расширения спроса, платежеспособности.