декабрь 1, 2015
Несмотря на то что производство безалкогольных напитков считается довольно перспективным направлением, объемы выпуска данной продукции в регионе снизились. По мнению Александра Большакова, замначальника управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям, это связано со снижением покупательской активности и возросшими затратами самих производителей. Какие пути выхода из сложившейся ситуации ищут предприятия, эксперт рассказал altapress.ru.
Закусочная в советском стиле "Вобла".
Олег Богданов, altapress.ru
— Действительно, запрета на ввоз импортных безалкогольных напитков нет, так как присутствие их на полках магазинов незначительно. Поэтому и здесь у алтайских товаропроизводителей, использующих отечественное сырье, есть все шансы встать на полки взамен той продукции, которая проигрывает по цене в силу применения импортных составляющих, качеству, узнаваемости производителя и торговой марки.
— Безалкогольная промышленность сейчас находится на пике своей популярности. Внедряя современные научные разработки, в том числе и в области биотехнологий, алтайские производители способны удовлетворить вкус самого взыскательного потребителя. Использование натурального сырья — одно из перспективных направлений развития. Усиленный и постоянный контроль качества используемых ингредиентов и готовой продукции на предприятиях гарантирует безопасность потребляемых напитков.
На 4,4% сократилось производство безалкогольных напитков за девять месяцев текущего года. Выпуск пива и минеральной воды, напротив, увеличился на 2% и 2,2% соответственно.
Предприятия Алтайского края, как и весь российский рынок безалкогольных напитков, развиваются под влиянием двух основных трендов в потребительском секторе. Первый из них — это поиск аутентичности, или, проще говоря, возврат к традициям. Чувство национальной гордости обеспечивает рост традиционных сегментов прохладительных напитков: кваса, морса, "советского" лимонада.
При этом сильное влияние оказывает другой важный факт. Я бы его назвал поиском новых впечатлений. Это прямо противоположный тренд, он связан с ростом производства воды с вкусовыми добавками и соками. Например, шорли — безалкогольный напиток на основе натуральной минеральной воды и фруктовых или плодово-ягодных соков.
— Производство безалкогольных напитков является динамично развивающейся отраслью. За последние пять лет производство возросло более чем в 1,5 раза. Так, в 2014 году произошло увеличение выпуска напитков на 13,1%, а минеральной и питьевой воды — на 22,8% по сравнению с 2013 годом.
Сейчас о значительном снижении производства продукции говорить не приходится. Безусловно, кризис затронул и эту отрасль. Однако возобновляют работу и предприятия, построенные более четверти века назад, прекратившие работу из-за кризиса в 2008 году, например "Подсосновский пивзавод".
В 43 региона России от Камчатки до Санкт-Петербурга в настоящий момент поставляются алтайские безалкогольные лимонады, соки, нектары, минеральные воды и пиво.
Существует множество объективных и субъективных факторов, оказывающих влияние на отрасль. Преимущество алтайских производителей напитков — акцент на качество и традиционную технологию с использованием натуральных компонентов. В то же время значительно подорожали сахар, растительное сырье, другие ингредиенты. Это все ведет к увеличению себестоимости и в конечном итоге розничной цены на напитки. Отмечается снижение покупательского спроса, но при этом в сознании покупателя существует высокая степень доверия к напиткам местного производства как "более натуральным". Кроме этого, на большинстве предприятий в настоящее время был взят курс на увеличение производства минеральных и питьевых вод.
— Производством безалкогольных напитков в крае занимается более 50 предприятий. Среди них семь можно отнести к крупным и средним с годовым выпуском продукции от 100 тыс. до 2 млн декалитров в год. За счет собственных средств и привлечения инвестиций они постоянно модернизируют производство. Предприятиям малого бизнеса сделать это сложнее, однако и здесь есть определенные подвижки. В последние два года небольшие заводы взяли курс на диверсификацию производства. Она предусматривает расширение ассортимента выпускаемой продукции и расширение рынков сбыта. Перечисленные факторы позволяют им повысить эффективность производства, получить более весомую экономическую выгоду. В конечном итоге эти меры должны привести к увеличению выпуска безалкогольных напитков.
— В настоящее время предприятия края готовы увеличить объемы производства продукции, но для этого необходим стабильный потребительский спрос на рынке. Как я уже говорил, увеличение объемов периодически происходит за счет модернизации предприятий, проведения грамотной политики дистрибуции, расширения рынков сбыта.
Более 50 предприятий Алтайского края занимаются выпуском напитков, семь из которых относятся к категории крупных и средних. Их объемы составляют от 100 тыс. до 2 млн декалитров в год.
— Продукция алтайских производителей уже завоевала предпочтения потребителей и стала узнаваема на всей территории России от Камчатки до Санкт-Петербурга, включая такие крупные города, имеющие собственные производства, как Кемерово, Красноярск, Челябинск. Основными рынками сбыта являются Алтайский, Краснодарский края, Новосибирская область, Екатеринбург, Самара, Нижний Новгород, Москва. В общей сложности наша продукция представлена в 43 регионах России. Основными каналами продаж являются дистрибуторы, торговые сети и собственные представительства.
— "Барнаульский пивоваренный завод" начал поставлять свою продукцию на рынок Республики Казахстан. Интерес к алтайским безалкогольным напиткам и минеральным водам проявляют и китайские потребители. В настоящее время идет процесс согласования условий поставок продукции нескольких предприятий в это государство.
— Каждый вид упаковки имеет своего потребителя. Главное, чтобы у покупателя была возможность выбора удобного, безопасного, доступного по цене варианта. Производители пива и безалкогольной продукции считают, что розливу напитков в алюминиевую банку принадлежит будущее. Эта упаковка легка, экологична, не пропускает свет — все это влияет на качество напитков. Дебют "Барнаульского пивоваренного завода" в качестве единственного в Сибири регионального производителя напитков, использующего алюминиевую банку, состоялся в октябре 2014 года. На сегодняшний день уже четыре сорта слабоалкогольной продукции разливается именно в эту тару. Розлив напитков осуществляют и в стеклобутылку, ПЭТ-тару различных объемов, кеги. Барнаульский пивзавод также начал розлив в новый вид упаковки — термокеги, на предприятии "Шульгинское" начат розлив в одноразовые ПЭТ-кеги.