Виртуальная прибыль

январь 17, 2003

Маркетинговый потенциал всемирной компьютерной сети хорошо известен. Найти точные координаты нужной компании, подобрать делового партнера, задать вопрос менеджеру, разрекламировать или продать свой товар - вот далеко не полный список возможностей, которые дает Интернет. Мы продолжаем серию публикаций на тему "Интернет для бизнеса". Автор этой статьи - Денис ГАЗУКИН, директор барнаульской web-компании "Митра". Он рассказывает о том, какую пользу может принести созданный по всем правилам фирменный сайт.

Наверняка вам приходилось слышать об успехах некоторых алтайских предприятий, попробовавших рекламировать себя, свою продукцию или услуги в Интернете. Но это единичные случаи. Горадо чаще руководители компаний говорят о том, что затраты на создание сайта себя совершенно не оправдали. Почему так происходит?

Как соединить web-разработку и маркетинг

Начнем с хорошо известной истины, что залогом успеха в любом деле является профессионализм, основанный на опыте работы в той или иной сфере. Если web-сайт для заказчика изготавливают настоящие профессионалы, они изначально знают, что именно необходимо для успешного и какие использовать подходы. В большинстве случаев пошаговая методика выглядит так: 1) разработка концепции продвижения; 2) собственно разработка web-сайта; 3) проведение рекламной кампании.

Разработка концепции продвижения - очень важная подготовительная часть создания сайта. Именно концепция, положенная в основу продвижения, определяет успех всего дела. На данном этапе устанавливаются главные условия презентативности и функционирования будущего сайта: его аудитория, возможное воздействие на аудиторию, общая идея сайта.

На этом же этапе дается предварительное заключение (прогноз) о будущей эффективности сайта. Причем любая концепция продвижения, прежде всего, должна преследовать достижение конечного результата - окупаемости вложений. Об окупаемости можно судить по нескольким критериям:

а) реальная отдача - количество подписанных договоров;

б) поиск потенциальных партнеров и возникновение важных бизнес-контактов;

в) реклама и брэндинг (продвижение торговой марки).

Критерии "б" и "в" можно назвать потенциальной отдачей сайта, которую вряд ли можно почувствовать сразу. Но их нельзя и не учитывать, поскольку они создают благоприятную среду для динамичного развития фирмы.

Как соизмерить сайт с бизнесом

Второй этап - непосредственно разработка web-сайта. Масштаб и функции сайта должны быть экономически оправданными и исходить из концепции бизнеса. Вряд ли стоит изготавливать дорогостоящий сайт для компании, бизнес которой, даже с учетом хорошей отдачи от интернет-рекламы, не приносит таких денежных оборотов, которые за реальные сроки окупили бы все вложения. Затраты необходимо соизмерять с результатом. Для этого компания-разработчик должна давать объективную информацию о возможностях сайта. Часто разработчики, стараясь "выбить" побольше денег с клиента, предлагают создать на сайте совершенно необоснованные сервисы. Такие сайты обычно выглядят "запущенными". Например, последняя новость на сайте очень устаревает или в разделе "Наши цены" указан прошлогодний прайс-лист. Другими словами, сайт должен быть четко соизмерен с бизнесом.

В общем случае для разработки сайта необходима работа команды специалистов, в которую входят:

- проектировщик и ведущий разработчик;

- дизайнер;

- верстальщик;

- программист;

- промоутер (специалиста по продвижению).

В некоторых случаях к работе по созданию сайта привлекаются журналист, фотограф и аниматор.

Как рассчитать эффективность сайта

Следующий этап - проведение рекламной кампании в сети Интернет. Это отдельная и очень важная задача. Именно от ее успешного решения зависит эффективность работы сайта компании.

Приблизительно эффективность сайта можно оценить по количеству посетителей (целевая группа), которые являются множителями популярности сайта. Приведем условный пример, который составлен из опыта работы компании "Митра".

Средняя стоимость разработки корпоративного сайта составляет 20 тысяч рублей. Без дополнительной рекламы средняя посещаемость сайта - семь посетителей в день. При этом три из них - это "роботы" поисковых систем, один - случайный посетитель, еще три - целевая аудитория. Нормальный срок для полной окупаемости вложений может составлять примерно шесть месяцев. За этот период около 500 посетителей зайдут на сайт.

Если компания готова для "раскрутки" сайта потратить минимум 1,5 тысячи рублей в месяц, то результат будет совершенно иной. При такой рекламной поддержке средняя посещаемость сайта будет составлять 32 уникальных "визита" в день. Из этого числа только три посетителя - это прежние "роботы" поисковых систем, шесть человек - случайные посетители и остается еще 23 уникальных посетителя в день. Через полгода на сайте побывает около 4 тысяч уникальных посетителей.

Получается, что при бюджете 20 тысяч рублей целевая аудитория составляет 500 посетителей. Условная стоимость одного посетителя - 40 рублей. При бюджете 20 + 9 тысяч рублей (1,5 х 6 месяцев) "отдача" будет составлять 4 тысячи посетителей. Условная стоимость одного посетителя за полгода - 7,25 рубля. Таким образом, эффективность вложений по посетителям сайта повышается на 550%. При этом мы даже не учитываем, что есть прямой эффект от рекламы, а он как правило в 1,5-2 раза больше эффекта от сайта. Таким образом, мы получаем совершенно уникальные цифры по рекламному эффекту - примерно 1700% разницы.

Как сделать так, чтоб сайт работал

Сайт можно разработать несколькими способами:

а) выделить человека внутри фирмы для создания сайта;

б) нанять частного разработчика:

в) пригласить профессиональную компанию-разработчика.

Рассмотрим первый вариант, когда разработчик работает внутри компании. Главные менеджеры идут этим путем достаточно часто. Руководство фирмы решает, что сайт нужен и поручает его разработку штатному программисту. Если у того обязанностей и так хватает, то он делает сайт либо очень долго (и интернет-ресурс успевает устареть еще на первом этапе разработки), либо на скорую руку. При этом отдачи от сайта, как правило, никакой нет. Но всем в руководстве компании кажется, что так и должно быть. После этого в фирмах говорят: "У нас есть сайт". Хотя на самом деле сайт не работает. Менеджеры знают, что он "где-то" есть и на него "можно зайти".

Второй вариант - приглашение частных разработчиков. Это достаточно распространенный способ решения проблемы. Частных разработчиков много, работают они, как правило, по совместительству, занимая в какой-либо компании должность штатного программиста. Конечно, можно быть талантливым программистом или профессиональным верстальщиком, но при этом совсем не разбираться в web-дизайне. Поэтому качество дизайнов у таких сайтов нередко посредственное. При работе с частником можно на начальном этапе рассчитывать на рекламную кампания сайта, но на постоянное профессиональное обслуживание рассчитывать нельзя. Частные разработчики делают упор только на создание сайта, и их мало заботит его дальнейшая жизнь. В чем тогда преимущество этого варианта? Стоимость работы у частного разработчика в среднем на 30-40% ниже, чем у профессиональных web-студий.

Третий вариант - приглашение профессиональной компании. Сейчас в Алтайском крае таких можно пересчитать по пальцам. Web-компании дают более качественный и надежный сервис. В некоторых студиях уже созданы собственные программные комплексы для обслуживания сайтов (СMS), чего не может предложить частный разработчик. Система CMS значительно упрощает процесс обслуживания сайта и делает разработку более быстрой и технологичной. Если вы решили выбрать в качестве разработчика сайта web-компанию, то вам при рассмотрении кандидатов необходимо учесть:

а) количество проектов, выполненных компанией;

б) уровень проектов и заказчиков;

в) количество компаний, находящихся в данный момент на обслуживании;

г) отзывы менеджеров тех фирм, с которыми сотрудничала web-компания.

Как выбрать разработчика

Некоторые компании для повышения эффективности поиска разработчика сайта прибегают к тендерной системе. Это современный и самый подходящий способ решения проблемы. Именно тендеры позволяют обойти большинство "подводных камней", которые указаны в данной статье. При этом обратите внимание: чем больше будет участников тендера, тем больше у вас шансов получить действительно профессиональный сервис. Критерии оценки при проведении тендера могут быть следующими:

- время существования компании;

- количество выполненных проектов;

- уровень заказчиков компании;

- количество заказчиков, продолжающих сотрудничать с компанией после создания сайта, их отзывы;

- опыт реализации маркетинговых интернет-мероприятий;

- наличие CMS - системы управления сайтом;

- предложение компании по разработке сайта;

- предложение по рекламной компании;

- цена, сроки (важный, но не определяющий критерий).