декабрь 7, 2015
Недавно стало известно, что Центробанк дал согласие на подготовку плана либерализации тарифа ОСАГО. То есть в ближайшее время ведомство перестанет ограничивать страховщиков в ценообразовании "тарифным коридором". Опрошенные нами эксперты уверены: эта новость не сулит автомобилистам ничего хорошего.
Автомобили. Пробка.
Михаил Хаустов
По поводу инициативы отпустить тариф в свободное плавание страховщики уже высказались и объяснили свое видение того, что это даст рынку. Их позиция такова: даже с учетом недавнего двукратного повышения ставок тарифы по ОСАГО неадекватны нынешним экономическим реалиям и потребность в их очередной корректировке остается. При действующей тарифной вилке (3234–4118 рублей) компании не могут выставить справедливую цену каждому автомобилисту. И это ограничивает их возможность конкурировать друг с другом.
При свободном тарифе "автогражданки" для водителей с высокой аварийностью цена полиса действительно может значительно вырасти, но аккуратным автовладельцам опасаться, по словам страховщиков, нечего.
В сегменте ОСАГО работает несколько десятков страховщиков, что полностью исключает возможность ценового сговора.
Весной 2015 года после очередного повышения тарифов ОСАГО анализ "СК" показал, что почти все представленные в Алтайском крае компании для рядовых водителей категории "В" нашего региона в пределах тарифного коридора поставили максимальное значение. И если владельцы грузовиков, автобусов или мотоциклов действительно могли найти выгодные предложения, то в самом массовом сегменте конкуренции между компаниями не наблюдалось. Как нет ее и сейчас.
После либерализации тарифов мы вряд ли увидим реальную конкуренцию. Это скорее приведет к сговору игроков рынка и росту стоимости ОСАГО для всех категорий автомобилистов. На мой взгляд, эта тема — очередная уловка страховщиков для увеличения своей прибыли.
Не думаю, что либерализация тарифов не скажется на кошельках автомобилистов, ведь еще недавно были сообщения, что страховые компании лоббируют очередное повышение тарифов на 30%.
Клепиков напоминает: после двух повышений тарифов (осенью 2014-го и весной 2015 года) многие автолюбители и вовсе отказались от "автогражданки". По официальной статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), продажи полисов ОСАГО за 10 месяцев 2015 года упали на 7%. "Нетрудно спрогнозировать, что при дальнейшем росте тарифов число отказников будет расти. Тем более что штраф за езду без полиса небольшой и известны несколько способов его избежать".
Между тем в Барнауле эксперты уже констатируют бум ДТП с виновниками без полиса ОСАГО. Для потерпевших это чревато проблемами со взысканием средств на ремонт.
По данным РСА, средняя премия ОСАГО за 10 месяцев 2015 года составила 6,123 тыс. рублей (+66% к показателям за тот же период 2014 года), а средняя выплата достигла отметки 61 тыс. рублей (+77%), превысив средний размер возмещения по каско.