декабрь 4, 2015
Жизнь — как в анекдоте про еврея и козу. Того самого, который пришел к раввину и стал жаловаться, что ему тяжело: много детей, крик, пеленки, и все это в однокомнатной квартире. Раввин посоветовал завести дома козу. Проситель пожил с теми же детьми и козой, а когда раввин сказал ее продать, жизнь в однокомнатной квартире стала распрекрасной.
Андрей Никитин, издатель.
Мне кажется, с нами та же история, но пока мы живем с "козой": как только ни смеялись над словом "стабильность", а теперь верни все обратно в 2013-й, кажется, такое облегчение наступит.
И ведь было уже так. Вначале смеялись над анекдотами про Брежнева, а когда пришел Горбачев, тут же родилась частушка "раскопаем Брежнева, и всё пойдет по-прежнему".
Владимир Путин сказал, что ему очень жаль отношений с Турцией. Наверное, мне тоже. Хотя у меня было мало личных отношений именно с этой страной. Впрочем, в 90-е у меня была кожаная турецкая куртка и широкие джинсы турецкие же. Их мне не жаль. Мне жаль не только и не столько отношений с Турцией, мне вдруг стало жалко, что закончилась та самая стабильность вообще.
То есть это когда было внятное настоящее и прогнозируемое будущее. Ну, по крайней мере, прогнозируемое на год. А то и на три. По крайней мере, государство уже начинало считать свой бюджет на три года вперед, а ты примерно знал, что будет в какой-то среднесрочной перспективе.
Как это ни смешно (или даже стыдно) для кого-то звучит, но ты примерно знал что-то про цены (вот такой я мещанин). Знал, что ты можешь спланировать свое лето. Или что можешь отложить на будущее какую-то покупку. Мог спланировать бюджет. А теперь ты уже не уверен. Не то доллар опять начнет плясать, не то еще какая-то ерунда на внешнем фронте произойдет. И поэтому, как бы мы ни смеялись над людьми, хватавшими год назад по три "плазмы", а ведь их страхи понятны.
В эти выходные на меня на некоторые мгновения напала та же плазмопаника: а может, турецких джинсов накупить в последний раз? Не поддался, конечно. Но скольких людей вся эта нервная обстановка издергала: то одно, то другое. А самое главное, не знаешь, откуда очередной сюрприз ожидать.
И что самое обидное, все, что предлагается взамен, — не совсем то, и, черт возьми, дороже. И все-таки непонятно, у нас этого хватает или нет? И не будет ли это поводом для того, чтобы сказать: "и так сожрут" или "и так отдохнут", все равно ведь деваться некуда.
И это тоже не внушает спокойствия. Попугивает, если честно, такая неопределенность. Нет стабильности, нет уверенности, люди внешне хорохорятся и грозят супостатам кулаками, а кто его знает, чего они там на кухнях у себя думают. Может быть, даже и такое:
— Мы все поняли, давайте уже козу продадим, мы согласны на "как раньше".