декабрь 11, 2015
Последний раз мы подробно беседовали с Александром Пономаревым полтора года назад, когда он только возглавил новую структуру — "Региональный оператор Алтайского края “Фонд капремонта многоквартирных домов”". Хотя на тот момент до начала работ было далеко, уже тогда было понятно: созданная с нуля структура будет оперировать огромными средствами. Как используются деньги граждан? Кто и чем недоволен в работе регоператора? На эти и другие вопросы altapress.ru ответил руководитель.
Александр Пономарев осваивает тонкости работы в ЖКХ.
Анна Зайкова
"На замечания реагируем остро"
Руководитель краевого фонда капремонта — о контроле качества, жалобах и популизме
— На сегодня региональный оператор передал подрядчикам для проведения ремонта 148 многоквартирных домов. В краткосрочном плане на 2015–2016 годы стоят 214 домов. С учетом того, что некоторая часть собственников отказалась от ремонта или его сроки были перенесены, мы говорим о проведении работ на 126 домах. При этом завершен ремонт на 64 домах (67 видов работ). Кроме того, мы продолжаем проводить конкурсы по отбору подрядчиков.
— Собственники помещений в 22 домах после согласования видов и объема работ действительно отказались. С чем это связано? В 13 домах по решению собственников ремонт переносится на весну 2016 года. Договоры с подрядчиками по этим домам остаются в силе, просто их исполнение пролонгируется.
В шести домах хотят изменить вид работ — например, вместо невентилируемой крыши сделать вентилируемую. А еще в трех (пр. Строителей, 29, ул. Э. Алексеевой, 80, Цеховая, 12) есть судебные решения, согласно которым ремонт должна осуществлять администрация Барнаула за счет своих средств. Иначе говоря, судом определено лицо, которое обязано по закону (а решение суда — это закон) выполнить все работы. Народные деньги в этом случае не могут быть источником финансирования.
— Муниципалитеты к подготовке программы и составлению краткосрочного плана подошли недобросовестно. Я уже упомянул количество домов, собственники которых не согласились с тем видом работ, который указан в программе. Региональный оператор до последнего момента делал все, что требуется, а затем оказалось: все напрасно. Собственников не спросили, что, по их мнению, нужно отремонтировать. И они правы.
Например, в доме на ул. Новосибирской, 7 поставили в план ремонта электрику. А собственники утверждают, что систему электроснабжения они уже отремонтировали. И решением общего собрания они отказались от этого вида работ. В доме на ул. Профинтерна, 40 отказались от ремонта крыши и просили только заменить решетки на слуховых окнах. О том, что в программу включили дома, которые должна ремонтировать администрация Барнаула, я сказал.
Много неточностей было в сведениях о собственниках. Сейчас регоператор вносит тысячи изменений в базу данных системы контроля капремонта, расходуя при этом бюджетные средства. Кроме того, в программу были включены дома, подлежащие сносу либо даже уже снесенные.
— По нашим прогнозным оценкам, до конца года на счет регоператора должно поступить около 823 млн рублей (82,5%) при начислении 998 млн. На 27 ноября собрано более 676,9 млн рублей.
— По нашему мнению, повышение собираемости происходит потому, что мы стараемся объективно освещать результаты нашей работы в СМИ, на нашем сайте, делаем это наглядно. У людей стала появляться уверенность в результативности нашей работы. Свою лепту вносят и судебные решения. И здесь мы работаем эффективно, но суды большей частью касаются злостных неплательщиков, в том числе тех, кто категорически отказывается от оплаты. Кроме того, мы разъясняем людям, что негоже оплачивать ремонт только за счет законопослушных собственников.
— За дефицит стройматериалов на рынке капремонта регоператор не переживает, материалов достаточно. Дефицит возможен в другом — в количестве средств на капремонт, собираемых в отдельных муниципалитетах.
Органы местного самоуправления определили количество домов, которым необходим капремонт в 2014–2015 годах. Но не учли уровень оплаты взносов. Например, Первомайский район запланировал капремонт на 4,66 млн рублей. А по прогнозу, соберет к концу года лишь 3,242 млн. На 20 ноября от собственников в этом районе поступило всего 56,7% от необходимой суммы. Аналогично в Змеиногорском районе. Запланированы работы на 2,2 млн рублей (это предельная стоимость), а соберут только 1, 5 млн. Подобное наблюдается и в других муниципалитетах.
— Жалобы на качество капитального ремонта есть и у нас, и мы остро реагируем на замечания. Но ремонт оплачивается только после устранения недостатков и приемки. Работы же принимает комиссия, в состав которой входят представители регоператора, органы исполнительной власти, собственники, управляющие компании. Акты приемки согласовываются с органом местного самоуправления.
— По каждому передаваемому в ремонт дому приказом закрепляется куратор (инженер по надзору), у нас имеются договорные отношения с технадзором, который систематически обязан следить, как ведутся работы. Контрольные функции выполняют рабочие комиссии. При выявлении недостатков составляется дефектный акт, регоператор выносит предписание по устранению дефектов.
На своем сайте мы указали номер телефона, по которому любой житель может высказать претензии на качество. Кроме того, на доме, в котором ведется ремонт, вывешивается информационный лист, на котором указываются реквизиты и телефоны как заказчика, так и подрядчика, по ним тоже можно позвонить. А претензии к подрядчикам — они были и будут.
— Причина затягивания начала — в том, что только в начале июня мы получили краткосрочный план ремонта. То есть лишь в начале лета нам стало известно, какие дома нужно ремонтировать. При этом есть процедура и порядок проведения ремонта, которые мы обязаны соблюсти. Так, требуется провести обследование дома, составить дефектные ведомости, подготовить сметы и проектно-сметную документацию. Подготовить и провести конкурсы по отбору подрядчиков.
Но и это не все. Затем нужно уведомить собственников о предстоящем ремонте и видах работ. А собственники должны на общем собрании одобрить (или не одобрить) предложения регоператора о начале и видах работ, их стоимости, оформить решение в виде протокола. Только после этого мы вправе приступить к работе. На все это нужно время, и немалое. Тем не менее регоператор приступил к активным работам в сентябре.
— Да, были жалобы как участников конкурсов, так и тех, кто в них не участвовал. УФАС, как это положено при поступлении к ним жалобы, приостанавливает заключение договора — такое случалось, но на короткий промежуток времени до рассмотрения жалобы по существу. Жалобы рассматривались оперативно. Серьезных решений по отношению к регоператору УФАС не принимало, а шероховатости мы устраняли и учитывали на будущее.
Что касается жалобы компании "Союзлифтмонтаж", то комментировать ее суть преждевременно, так как решение УФАСом не принято. Хочется отметить, что в конкурсе всегда один победитель. А побежденный всегда считает, что по отношению к нему поступили несправедливо. Но аргументы должны быть основаны на нарушении принципов конкуренции. А утверждение о "невнимательном и небрежном отношении к конкурсам" говорит, скорее, о самом претенденте на участие в конкурсе.
— По штату региональному оператору предусмотрено 48 единиц. Однако мы укомплектованы не полностью из-за нехватки служебных площадей. Как только этот вопрос решится, а он решается, штат будет укомплектован — специалисты подобраны.
Существующим составом регоператор старается делать все, что обязан. Но объемы работ возрастают, а требования повышаются. Я могу точно утверждать, что у регоператора имеются только обязанности, а прав существенных не предусмотрено. Но нас это не обижает. Считаем, что когда работа выполнена качественно, нас за это благодарят. А когда мы видим эту благодарность, это значит, что свои обязанности мы исполнили достойно.
— Вопрос об увеличении штатной численности поднимается. Территория края большая, многоквартирные дома есть в каждом даже сельском районе. Хотелось бы иметь своих представителей в муниципальных (городских) образованиях, которые бы контролировали ход ремонта на месте. А так много не наездишься, это затратно и неэффективно.
Сейчас мы проводим большую работу, связанную с закупками: организуем конкурсы, готовим конкурсную документацию, а специалистов по этому направлению нет. А в следующем году в правительстве планируется принятие постановления, регламентирующего единый порядок проведения закупок. В проекте этого документа требований к региональным операторам заложено предостаточно.
— Региональный оператор не участвует в политических акциях. Он обязан строго выполнять требования законодательства и устава. Уплата взносов носит обязательный характер, это установлено законом. Закон надо исполнять. К чему приведет прекращение сбора средств, понятно любому. Жилфонд ветшает, приостановление его ремонта просто недопустимо, тем более, когда есть результаты. Те, кто выступают с призывами приостановить сборы взносов на капитальный ремонт, а следовательно, и не проводить капремонты, взамен ничего не предлагают. Одним словом, это популизм.
— По эффективности реализации программы капремонта Алтайский край смотрится неплохо. По оценке Фонда ЖКХ мы находимся на 13-м месте, эффективность — чуть меньше 80 баллов (баллы рассчитываются, исходя из собираемости взносов и процента выполнения работ. — Прим. "СК"). Собираемость взносов по счету регоператора на 20 ноября в крае составляет 79,8%. В Барнауле — 87,4%, Бийске — 75,5%, Рубцовске — 82,8%.
— Дело новое, и мы всегда в поисках. В планах много задач, и в частности, совершенствование своей деятельности. Начинали мы с нуля, а сейчас выстроили систему начисления платежей, контроль поступления средств, заработал порядок и организация выполнения работ, строим рынок капитального ремонта, проводим большую информационно-разъяснительную работу. Во всем этом нам помогает наш учредитель — Главное управление края по строительству, транспорту, жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству.
5 лет — минимальный срок гарантии капитального ремонта по краевой программе.