декабрь 29, 2015
Настоящая новогодняя история — с чудесами, подарками и слезами счастья — произошла в доме престарелых в селе Целинном. Сказку сделала возможной москвичка Мария Атаманчук, к которой присоединились десятки людей из разных регионов — знакомых и незнакомых, но очень добрых.
В доме престарелых в селе Целинном получили новогодние подарки из Москвы.
Олег Богданов
Накануне Нового года 17 бабушек и 15 дедушек из интерната Целинного и все его 22 работника, от директора до водителя, получили от совершенно незнакомых жителей столицы подарки и волшебное послание: о них помнят, они нужны. Для многих стариков, даже имеющих родственников, москвичи стали единственными, кто подарил им праздник.
Несмотря на то что Мария никогда не видела Евдокию Ивановну, сейчас считает ее членом своей семьи: "Когда я начала с ней переписываться, моей дочке Адрианке было несколько месяцев, а сейчас уже 4,5 года. Мы стали для нее родными людьми, и она — наша бабушка. Она называет мою дочь внучкой и держит ее фотографию на столе. Евдокия Ивановна — самая настоящая бабушка, такая же, как и моя родная, даже возраст у них один — 80 лет".
Сейчас Мария знает о "своей" бабушке все. Что она осталась без мужа, продала дом и перебралась к дочери. Что в какой-то момент почувствовала себя обузой и шесть лет назад переехала в дом престарелых. Знает, что в доме-интернате ее все любят за доброту, умение петь песни под гармошку и танцевать. Знает: она не жалеет, что уехала в Целинное из родного Новоалтайска: там у нее появилась новая семья. Знает Мария и то, как сильно ее бабушка любит уют.
"Сразу после Нового года у нее день рождения, поэтому я всегда отправляла ей маленькие подарочки. Я стараюсь посылать какие-то вещички для комнаты, потому что она всегда говорит: хочется, чтобы было уютно", — рассказывает Мария.
Но отправлять посылки одному человеку и знать, что там еще три десятка таких же стариков, было странно, говорит девушка. "Я старалась отправлять какой-то пусть и символический подарок, но всем, чтобы они знали, что не забыты и кому-то нужны. В прошлом году собрать небольшую посылку — сладкий стол для всех — мне помог друг. А сейчас финансовое положение очень тяжелое, поэтому я бросила клич в Фейсбуке", — вспоминает она.
Неожиданно для Марии на призыв откликнулось несколько десятков человек — друзей и незнакомых. "В людях очень много доброты, но они не всегда знают, как ее показать. Мне писали: у нас с деньгами совсем туго, но для стариков не жалко, шли и что-нибудь покупали. Я заметила, что первыми помогают те, кому самим нужна помощь. За две недели моя квартира превратилась в склад полотенец, носочков, сладостей, чая. Ребятишки из детского сада в Южном Бутово сделали каждому старику ручные открытки. Они очень милые, наивные и с ошибками", — продолжает она.
Мария узнала, сколько стариков живет в интернате, и их имена. В итоге для каждого собрался именной пакетик: коробка конфет, носки, полотенце, зубные щетки, крем для бритья для дедушек, бусы или браслет для бабушек, две открытки — от ребенка и от взрослого. Не забыли и про сотрудников. "Я понимаю, что они заботятся о бабушках и дедушках за абсолютно символическую плату и редко слышат благодарности", — объясняет Мария.
Масштаб катастрофы стал понятен, когда все подарки были упакованы. Оказалось, что отправить посылку, как раньше, не получится. "Я поняла, что не хочу делать это почтой. Во-первых, объем большой. Во-вторых, что-то наверняка пропадет, что-то дойдет не вовремя — прецеденты у меня уже были. Оказалось, что доставка транспортной компанией будет стоить около 7 тыс. рублей. Для меня дорого. И я снова написала об этом в Фейсбуке", — рассказывает девушка.
На пост отозвался , он рассказал об этой истории на своем сайте. Оказалось, что в редакции есть девушка родом из Алтайского края — Ирина Толстошеева. Она поделилась этой историей с сайтом altapress.ru. А на нем историю увидел директор сети "Роспечать-Алтай" Даниил Алтухов, который решил, что поможет доставить посылки из Москвы в Целинное.
С момента появления новости на столичном сайте до принятия решения Алтуховым прошло не больше 10 минут. Мария говорит, и подумать не могла, что проблема решится так быстро: "Меня эта отзывчивость тронула до слез. До этого я переживала целые сутки, ходила мимо пакетов и каждый раз думала, как же их доставить".
Еще неделю заняла доставка: сначала — на склад в Москве, затем — грузовым скорым поездом Москва – Новосибирск, затем — из Новосибирска до Барнаула на машине, а потом уже в Целинное, где доброта далеких людей всех тронула до слез. В обмен на подарки в Москву улетели сотни "спасибо", тысячи поздравлений и пожеланий.
В доме престарелых живут 32 человека. Среди них есть те, кто помоложе, а есть совсем старики. Кто-то из них не ходит. Кто-то слепой. Одни — суровые, другие — душа компании. Кто-то нехотя выглянул из своих комнат, а кто-то — хоть и с трудом, но радостно вышел за подарком сам и пару соседей заставил выйти. Одни, принимая подарки, сухо говорили "спасибо", другие — рассыпались в благодарностях и пожеланиях. Кто-то подарок увидеть не смог, ему "показали" его руками, достав каждую вещь и дав потрогать ее. Неизменными были только слезы в глазах. Старики благодарили не за подарки — большинству из них было все равно, что лежит в праздничном пакете. Говорили: "Спасибо, что вспомнили".
"Для многих это вообще единственные подарки, которые они могут получить, — говорит директор дома престарелых Иван Толстых. — А для нас это напоминание: есть еще добрые люди на земле, которые готовы сделать что-то хорошее для совершенно незнакомых, живущих за тысячи верст стариков, а значит, не все так плохо".
У многих жителей интерната есть родственники. У Евдокии Ивановны тоже есть дочь и внучка. Они живут в полутора сотнях километров от Целинного. Но о Маше и Адриане она говорит с не меньшим теплом.
"Я чувствую с ней какую-то связь. Я ей душу изливаю, и она — мне. Письмо пишу, а сама плачу: Господи, за что мне так? Сыночек меня подвел, умер, а сноха не хочет со мной общаться. Я и ее, и ее дочку очень любила. Но когда сына похоронили, они продали дом, который он построил, собрались и уехали в Сочи. А мне даже ничего не сказали. Мне ничего от них не нужно было: только уважения немного. У меня же была своя комнатка, но дед умер, и я ее продала, перешла к дочери. А там не нужна оказалась зятю, мне посоветовали уехать в интернат. Вот уже шесть лет я тут", — со слезами на глазах рассказывает Евдокия Ивановна.
"Сейчас дочь звонит и говорит: мама, я тебя заберу. Вот сейчас крышу на доме покрою и приеду за тобой. А я и не знаю, хочу ли туда. Мне и тут хорошо", — рассуждает женщина. И просит Маше отдельно передать: "Вы ей скажите: я бусы, которые в посылке были, на Новый год надену. Маша хорошая, у нее душа добрая. Я очень ею довольна. У меня уже глаза болят, да и грамоты у меня всего 4 класса, но я все равно ей пишу. А когда фотографию девочки присылает, я ее с ног до головы зацелую, поговорю с ней, и мне кажется, что она со мной тоже разговаривает", — плачет она.
Конверты с письмами Маше Евдокии Ивановне подписывает ее подруга 84-летняя Анастасия Федоровна Турченко, почерк у нее поразборчивее. Анастасия Федоровна и ее муж Михаил Федорович тоже не совсем одиноки — у них в Барнауле живут две внучки, приезжают к ним, звонят, но не часто. Их сын, военный, погиб в 27 лет. Когда стало тяжело содержать хозяйство и дом, они переехали в Целинное из Тогула. Идет уже восьмой год их жизни в интернате. Иногда они жалеют, что оставили дом.
У Анастасии Федоровны тоже были внуки по переписке, но со временем связь оборвалась. Такие далекие невидимые внуки есть почти у половины бабушек и дедушек. Они пишут письма и присылают посылки. Старики могут часами рассказывать о них. Все о каждом из приобретенных внуков знает и библиотекарь дома-интерната Светлана Толкачева. Она говорит: многие старики не видят или даже не умеют писать, поэтому письма под их диктовку пишет она. "У бабушек же никого нет, а тут такая забота. И я уже все знаю: кто куда в отпуск съездил, что понравилось, кто куда поступил, кто замуж вышел и всех женихов по именам знаю", — улыбается она.
В этот Новый год у стариков из Целинного дома-интерната появилось еще много внуков. Всем, кто помогал собирать и доставлять подарки, бабушки и дедушки в ответ послали чуть-чуть своего тепла. А их традиционное празднование Нового года стало чуть разнообразнее. К общему столу со сладостями, лимонадом и соками, к поздравлению Деда Мороза и Снегурочки, которые приедут из районного Дома культуры и вручат подготовленные работниками интерната сладкие подарки, к песням и пляскам под гармошку добавятся воспоминания о тех, кто и о них не забыл.
И у Марии, и у Евдокии Федоровны есть еще одна мечта, хоть прямо о ней они и не говорят. Бабушка и внучка втайне друг от друга мечтают хоть раз увидеться. Мария даже обмолвилась: "Думала поехать летом с ребенком туда, устроить бабушке сюрприз, но пока никак не получается, очень тяжелое время, такую дорогую поездку никак не вытяну". Но редакция "Свободного курса" надеется, что и это новогоднее желание тоже исполнится.
"Старость в радость" — благотворительный фонд помощи инвалидам и пожилым, живущим в домах престарелых. Его цель — дать почувствовать людям, что они не одиноки, не брошены, не забыты. Волонтеры стараются внести праздник в однообразные будни стариков, по возможности — улучшить условия их жизни и главное — донести до других людей, что такая проблема существует, что она острая и актуальная. Активисты движения привозят в дома престарелых сладости, одежду, средства ухода, инвалидные коляски, белье и одеяла. Кроме того, ищут бабушкам-дедушкам друзей по переписке и "невидимых внуков".