январь 5, 2016
В начале декабря представители "Союза зернопереработчиков Алтая" участвовали в широкоформатном обсуждении нового законопроекта, регламентирующего экспорт российской продукции. По словам Виктора Фоминых, президента объединения, важной составляющей развития отрасли является увеличение объемов вывоза за пределы страны не сырья, но готовой продукции, и это понимание есть у федеральных властей. Что в этой связи может измениться для алтайской зернопереработки, эксперт рассказал в интервью нашему изданию.
Уборка зерновых культур в Алтайском крае. Сентябрь, 2015.
Анна Зайкова
— Об импортозамещении в Алтайском крае в части зернопереработки даже говорить не приходится. Мы производим большой объем мукомольно-крупяной продукции, полностью обеспечивая внутренние потребности региона и около 70% произведенного товара вывозим за пределы края. И самая большая на сегодняшний день проблема — это доступность рынков сбыта. Сейчас зернопереработчики задумываются, куда продать свою продукцию по достойной цене, чтобы обеспечить алтайским сельхозпроизводителям приемлемые цены на сырье. Ведь наша отрасль напрямую связана с сельским хозяйством, как младенец с матерью.
Сейчас определенные надежды мы связываем с приходом новой команды управленцев в Министерство сельского хозяйства, которая задумалась о продвижении российского продовольствия на внешние рынки. Уже готов проект федерального закона о поддержке экспорта. Обсуждение данного документа проходит на разных уровнях. На сегодняшний момент важно не только разработать новый закон, но и создать механизм его реализации.
Благодаря поддержке управления по пищевой промышленности и лично губернатора Александра Карлина нам удалось добиться участия в рабочих группах по обсуждению и практической реализации данного законопроекта. В начале декабря мы с Валерием Гачманом присутствовали на встрече в Минсельхозе. Валерий Владимирович выступал там в качестве председателя совета директоров экспортной компании "Алтайские мельницы". Честно признаюсь, я не ожидал, что наши доводы по продвижению отечественной мукомольно-крупяной продукции получат такой отклик. Надо сказать, что свою поддержку высказали даже представители компаний, занимающихся экспортом зерна. По сути, они наши прямые конкуренты.
— По данным на 1 декабря, отмечается снижение производства муки на 13,3%, крупы — на 5,7%, макаронных изделий — на 1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом существенный рост мы отмечаем с сегменте производства зерновых завтраков. Здесь объем выпуска продукции увеличился на 21%.
— Решающую роль тут сыграл элемент новизны. Сейчас наращиваются объемы той продукции, которая раньше производилась в ограниченном количестве. Спрос на зерновые завтраки есть. Что касается остальных направлений производства, то здесь важен фактор насыщения рынка. В европейской части страны получен хороший урожай зерновых. Соседние с Алтаем территории также постепенно выходят на уровень самообеспечения как по зерну, так и по муке. Наше присутствие на этих рынках все чаще воспринимается враждебно со стороны местных производителей.
— Возможно. Но почему мы так активно сейчас включились в проработку законопроекта об экспорте? Все потому, что мы понимаем, что это единственный наш свет в конце тоннеля. Нужна лишь помощь государства в продвижении на внешние рынки. Как я уже сказал, российский рынок для наращивания объемов производства практически себя исчерпал.
— На сегодняшний день предприятия и так работают на минимальной рентабельности. Удержаться на плаву удается за счет снижения собственных издержек и закупки сырья по более низкой цене. В данной ситуации мукомолам приходится биться не только за эффективность своего бизнеса, но и за перспективу развития всего зернового производства на Алтае. Ведь в перспективном плане на 2025 год говорится, что валовой сбор зерна к этому периоду должен увечиться до 7,5 млн тонн зерна.
— Стоит, если будет возможность освоения новых рынков сбыта. Когда в Алтайском крае разрабатывается какая-то программа или очередной амбиционный проект, я всегда спрашиваю, где платежеспособный спрос? Нет его, в таком случае не о чем даже говорить.
— Первое, что необходимо отметить: витаминизация муки — это не традиционное для Алтая направление. Дело в том, что технические условия импортеров нашей продукции включают жесткие требования по содержанию витаминов. В каждой стране свои пожелания, и зернопереработчикам приходится подстраиваться под них. Поэтому для выхода на внешние рынки дальнего зарубежья наши предприятия и установили линии по витаминизации.
— Очень много разговоров вокруг глубокой переработки зерна на глютен, сухую клейковину, биотопливо. Такой проект в свое время декларировала компания "Пава". Но на сегодняшний день уже доказана экономическая неэффективность подобных производств. Наше зерно ценно своими хлебопекарными качествами, и делать из него топливо, на мой взгляд, аморально.
В Алтайском крае есть программа по развитию производства детского питания как на молочной, так и зерновой основе. Как раз это направление я считаю очень перспективным.
150 зерноперерабатывающих предприятий насчитывается в Алтайском крае. Ежегодно они могут перерабатывать более 3 млн тонн зерна и производить муки — 1,9 млн. тонн, крупы — 420 тыс. тонн.
— Мы все знаем, что сейчас происходит с холдингом "САХО", который заявлял данный проект. Он находится в банкротном состоянии. Я лично не слышал, чтобы по этому "Дальневосточному коридору" велась хоть какая-то работа. На самом деле разговоров было много, а на деле не получилось ничего.
— Здесь много нюансов. Проходить аккредитацию по требованиям Индонезии необходимо каждый год. Мукомольные предприятия, которые уже имеют наработанную клиентскую базу, идут на это не всегда охотно, потому что иногда приходится поступаться своей выгодой ради освоения новых зарубежных рынков. В этом отношении настоящий энтузиаст Валерий Гачман, генеральный директор компании "Грана". Большинство иностранных контрактов, в том числе по линии гуманитарной помощи ОНН, отрабатывают его предприятия.
— Если раньше каждый год мы добивались введения коэффициента 0,5 с 1101 километра пути, то теперь правительство приняло решение заложить коэффициент 0,3 в регулируемую часть тарифа при перевозке груза на расстояние более 2000 километров. К сожалению, некоторые предприятия, которые доставляли свою продукцию на расстояние менее 2 тыс. км, вообще лишились поддержки. Несмотря на то что это решенный вопрос, мы продолжаем добиваться более существенных льгот. Негативной реакции мы пока не видим.
Около 80% продукции ориентировано на реализацию за пределами региона. Ежегодно за рубеж экспортируется почти 100 тыс. тонн продуктов переработки зерна алтайского производства. Наиболее перспективным для алтайских производителей является рынок Азии: Монголия, Узбекистан, Таджикистан, Афганистан, Китай, Индонезия.
— Как говорят, свято место пусто не бывает. Те, кто решил уйти, уйдут, тот, кто выбрал путь развития, останется. Могу точно сказать, при любом раскладе серьезного уменьшения объемов выпуска мукомольно-крупяной продукции на Алтае не будет. Мало того, сейчас каждое алтайское зерноперерабатывающее предприятие способно нарастить производство. Взять, в примеру, компанию "Союзмука". База для увеличения производства здесь уже заложена, есть помещения, которые можно превратить в новую мельницу. Уход компании "Мельник" с Барнаульского элеватора — это не показатель того, что бизнес в зернопереработке сворачивается. Данная ситуация скорее связана с единичным конфликтом интересов между собственником объекта и арендатором.
Более 780 млн рублей в 2014 году направили на модернизацию алтайские зерноперерабатывающие предприятия. Благодаря этому создано 65 новых рабочих мест. В текущем году инвестиционная деятельность была продолжена.