январь 6, 2016
Сегодня число компаний региона, которые поставляют продукцию за границу, постоянно растет. Так, компания "Роса" впервые поставила алтайскую гречку в Японию. А предприятие "Целина" из Целинного района поставляет гречневую лузгу в Китай. Там из нее делают наполнитель для подушек. Мы решили спросить алтайских производителей: "А вы планируете расширять рынки сбыта?".
Торгово-продовольственная выставка "АлтайПродМаркет".
Олег Богданов
Новые рынки сбыта не просматриваются в коммерческом плане. Это могут быть только акции рекламного рода, но не более того. Сейчас мы поставляем продукцию по всей России от Урала до Дальнего Востока, в Монголию, бывают редкие поставки в Туркмению, Таджикистан и Киргизию, иногда в Афганистан. Редкие они потому, что соседний с нами Казахстан при помощи своего правительства сильно развил не только сельское хозяйство, но и переработку его продукции и сейчас серьезно поддерживает экономический выход производителей на эти соседние рынки сбыта. У нас самая главная проблема — логистика.
Недавно в Министерстве сельского хозяйства завершились переговоры с Китайской Народной Республикой, вопрос поставки продуктов переработки зерна даже не стоял на повестке дня. Им нужно только зерно.
Нам интересны многие рынки, и мы планируем выход на них, но не все от нас зависит. В первую очередь мешают транспортные тарифы, которые все "сжирают". Мы торгуем макаронами с Калининградом, Казахстаном, Таджикистаном, а мука — низкомаржинальный продукт и туда не проходит. Мы находимся в центре России, нам что до восточных, что до западных портов по 5 тыс. километров, поэтому мы обречены работать с местными рынками. Потребителей нам хватает и тут, но далеко не все из них дисциплинированные плательщики. Часто бывает, что мы работаем-работаем с компанией, а потом они накопят задолженность, и тормозим сотрудничество.
Как в свое время сказал Александр Бедарев, мы — региональные игроки, для нас Сибирский федеральный округ — основа основ. В этой среде мы очень конкурентны, потому что мы достаточно гибкие. А в те игры, которые неподвластны взгляду и контролю, мы стараемся не играть. Мы только заходим в крупяное производство, изучаем рынок и реальных потребителей. Такие игроки, как "Роса", уже "наелись" местного ретейла и уходят в другие сегменты, они освобождают этот рынок нам. Внутренний рынок — хороший полигон для создания эффективной системы снижения издержек производства. В этом направлении мы сейчас и работаем.
Сложный период сейчас переживает не только "Коротоякский элеватор", но и вся зернопереработка. Прежде всего это касается последних двух месяцев. С середины ноября мы наблюдаем резкий спад спроса, снижение цены как на готовую продукцию, так и на зерно. Мы ощущаем это прежде всего: конкуренция большая, объемы большие, поэтому мы видим сейчас единственный вариант нормализации ситуации — отток переработанного зерна за границу. Мы хотели бы искать выход на зарубежные рынки. В течение года мы поставили более 6 тыс. тонн муки в качестве гуманитарной помощи по линии ООН в Северную Корею, Таджикистан, Киргизию. Сейчас ведем переговоры и по коммерческим контрактам с КНР, Монголией, Индонезией, Северной Кореей, Таджикистаном.