январь 14, 2016
Российские ритейлеры с пессимизмом констатировали беспрецедентный провал розничных продаж, констатируют эксперты Высшей школы экономики (ВШЭ). Эмоциональный спад всех участников рынка продолжает выражаться в исторически низких для конъюнктурных обследований оценок относительно развития торгового процесса и в 2016 году. Об этом рассказали эксперты Высшей школы экономики, передает АНРТ.
Покупатели в магазине.
Олег Богданов
Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле России к концу 2015 года впервые за 15 лет вышел из области положительных значений, просев сразу до уровня -2% на фоне 10-процентного обрушения продаж в секторе. В результате многие предприниматели в торговле перешли из разряда привычных оптимистичных российских бизнесменов в категорию депрессивных. Аналитики считают, что это "выглядит удручающе", поскольку в кризис 2008-2009 годов подобного не происходило.
В ВШЭ отметили, что в РФ существует острая дестабилизация делового климата в сегменте розничной торговли, при этом "внешние и внутренние экономические и геополитические стрессы, обуславливающие разнообразие конъюнктурных дисбалансов в течение последних полутора лет, определили новую реальность для торгового бизнеса, а также заложили возможные негативные изменения контекста для его будущего развития".
В октябре прошлого года эксперты ВШЭ говорили, что сокращение реальных располагаемых доходов населения России и, как следствие, переход домашних хозяйств на избирательно-сберегательную модель текущего потребления "тормозит" развитие розничной торговли. Тогда в аналитическом обзоре ВШЭ сообщалось, что 54% предпринимателей отметили "недостаточный платежеспособный спрос" в конце лета - начале осени, что стало главным тормозом торговли. Хуже всего дела со спросом оказались в непродовольственном ритейле, о чем сообщили 57% опрошенных.
Тогда эксперты ВШЭ предрекали, что к концу года ситуация ухудшится, деловая активность в ритейле замедлится еще больше. По всем показателям торгового процесса, впервые за всю историю проведения обследований (с 1998 года), предприниматели дали самые низкие оценки развития бизнеса на краткосрочную перспективу, что исключает выход на траекторию роста, "Росбалт".