январь 21, 2016
Прошедший 2015 год заставил понервничать немалое число руководителей управляющих компаний: не все были уверены в том, что пройдут отбор при получении лицензий. В самом деле, лицензирование, введенное впервые за всю историю реформирования российского ЖКХ, привело к тому, что с рынка ушли порядка 60 УК. К каким результатам это привело? На этот и другие вопросы ответил Сергей Гричанов, заместитель руководителя Государственной инспекции Алтайского края, курирующий жилищный надзор.
Сергей Гричанов.
Анна Зайкова
— Число управляющих компаний в крае сократилось на 30%. На 1 января 2015 года было 229, сейчас имеют лицензии 167, из них семь пока не имеют домов. Кроме того, мы выдаем по 1–2 новые лицензии в месяц. Давайте посмотрим, кто не получил лицензию. Во-первых, "клоны" управляющих компаний. У них было по 1–2 дома, их уход большого влияния на ситуацию не оказал. Во-вторых, часть УК сами решили уйти из ЖКХ, видя, как усложняется работа.
В-третьих, не получили лицензии те компании, которым действительно не место на рынке — они себя дискредитировали полностью, а руководители довели их до предбанкротного состояния. Таких было пять-семь — например, "Управдом", "Доверие", "ЖЭУ-47 (Строитель)". До введения лицензирования штрафы мы на них накладывали, но они их копили и не оплачивали, директора часто менялись, дисквалифицировать их было сложно.
— Опасений, что лицензию не дадут, у руководителей УК было много, некоторые очень нервничали, приходили к нам с диктофоном. Однако получили лицензию все, кто хотел. Но если бы даже они обращались в суд, чтобы оспорить решение комиссии, ни один суд они бы не выиграли. Лицензионная комиссия — не юридическое лицо, в судах этот вопрос поднимался и был главным аргументом. В то же время без нее Государственная инспекция не может принять решение, мы исполняем ее волю.
А с 1 июля началась проверка соблюдения лицензионных требований, и соблюдать их не так просто. Нет аварийной службы — нарушение, общее собрание не провели — нарушение, и т. д. К тому же санкции за нарушения серьезно возросли. Мы сейчас возбуждаем административные дела по трем статьям КоАП, штрафы, которые грозят руководителям, составляют 50 тыс. рублей, юридическим лицам — от 150 до 250 тыс. И на управляющие компании, и лично руководителей уже наложены штрафы.
— Мы так и делаем, шашкой не машем, действуем очень осторожно. Сегодня можно дров нарубить и обвалить этот рынок. Нам и судам было дано право уменьшать штрафы на 50%, и такие решения принимались. В целом в 2015 году возбуждено 47 административных производств, это намного меньше, чем в прошлом году.
Кроме того, я часто лично созваниваюсь с руководителем УК, предупреждаю, что его ждет. Порой разговор идет в весьма резких выражениях. Те, кто заинтересован в дальнейшей работе, идут на контакт. А есть те, кто проявляет равнодушие к тому, что их УК должна будет заплатить несколько раз по 250 тысяч рублей. Как мне сказал один директор, "мы все дома на другую УК переведем". А в новой УК он тоже директор. Я бы призвал муниципальные власти в таких ситуациях вмешиваться и предупреждать людей, что от такой перестановки ни дому, ни жильцам лучше не станет.
— Возьмите проблему двойных квитанций: она ушла в историю. Как это было? Инициативная группа полулегально проводила собрание и тут же выставляла свои квитанции. А действующая УК высылала свои. И никто не мог понять, кто управляет домом. Процентов 30 жалоб в Госинспекцию было связано с этим.
Был у нас даже такой случай. Фирма уже год как ушла, а бывший ее юрист разносил по квартирам квитанции из расчета, что хотя бы два-три жильца их оплатят. И оплачивали. Председатель совета дома вместе с другими жильцами вынуждены были сделать засаду, чтобы его выловить. Поймали — а у него все рукава набиты квитанциями на три дома. Платежи это небольшие, полиция за такие дела не бралась.
Сейчас каждый дом попадает в реестр конкретной управляющей компании, ведение реестра — одно из лицензионных требований. Реестр в открытом доступе, каждый может узнать, у какой УК находится дом. У нас сейчас есть всего три случая двойных квитанций на 8 тыс. многоквартирных домов края, они связаны с созданием ТСЖ. О них знают все — и прокуратура, и мы, и даже в Минстрое. Может быть, с участием правоохранительных органов будут отрегулированы и эти случаи.
— Количество жалоб не уменьшилось, но не все они связаны только с работой управляющих компаний. Главное, что сегодня все наши инспектора отмечают: реакция на предписания жилнадзора теперь, как правило, совершенно другая.
Раньше было как? Допустим, УК ошиблась при начислении платежей. Мы вынесли предписание устранить нарушение. Но УК всячески оттягивала исполнение. Могла еще одну ошибку сделать, мы снова выдавали предписание — процесс мог тянуться несколько месяцев. А сейчас, когда к нам приходит жалоба на начисления и наши сотрудники запрашивают в УК документы, там сразу узнают, от кого она поступила. И жалобщику все пересчитывают еще до того, как инспектор начинает рассматривать дело.
Плюс мы достигли и другой цели — открытости и прозрачности. Мы не можем сказать, что сайты управляющих компаний соответствуют всем требованиям, до идеала еще далеко. Но по сравнению с тем, что было год назад, видим радикальное отличие. Уже сейчас на сайтах размещаются протоколы общих собраний. И процесс идет.
— Думаю, к весне 2016 года две-три, а может быть, и четыре УК уйдут с рынка — кандидаты уже есть. Но процесс не быстрый. Люди обращаются к нам с жалобами: смотрите, какое у нас безобразие — в подвале канализационные стоки, снег не убирается, отберите у них лицензию. Я всем терпеливо отвечаю: канализационные стоки в подвале — это плохо, но это не является основанием для отзыва лицензии.
Чтобы отобрать лицензию, надо сначала выписать два предписания о нарушении в доме. Если они не исполнены, возбуждается административное производство. После этого суд должен вынести решение о наказании в виде штрафа. Затем этот дом должен быть исключен из управления. При этом собственникам дается еще два месяца на то, чтобы они сделали выбор — может, они не захотят уходить от этой УК. А у нас сейчас только один дом в Барнауле подходит под эти условия — на ул. Дзержинского, 37. И только тогда, когда у управляющей компании будет исключено 15% жилфонда, лицензия отбирается.
— Время покажет, процесс не быстрый. Думаю, оно позволит убрать с рынка худшие компании. И сегодня те УК, которые намерены работать, отслеживают, какие дома могут остаться без управления, и готовы проводить там общие собрания. Так работает конкурентная среда.
— Количество жалоб огромное — сотни в месяц. Тут сыграли роль два фактора. Во-первых, норматив потребления горячей и холодной воды с 1 июля в крае уменьшили почти в два раза. Теперь общедомовой счетчик показывает больше, чем все поквартирное потребление, и разницу раскидывают на всех жильцов.
Во-вторых, с 1 июля утвержден норматив потребления воды на ОДН. И УК не может выставлять жильцам к оплате сумму, которая больше норматива, умноженного на площадь общедомового имущества, приходящегося на квартиру. Остальное они должны оплачивать из собственных средств. Что делают управляющие компании? В показания площади добавляют то подвал, то чердак. Люди просят нас: сходите и перемерьте. А это же должно делать БТИ. С 2013 года, когда ввели ОДН, жильцы давно должны были все перемерить сами.
— Нарушения подтверждаются лишь в 30–35% случаев. В остальных случаях посчитано правильно, в соответствии с теми нормативами, которые приняты управлением по тарифам. В этих случаях мы отвечаем: согласно методике управления по тарифам расчет вам произведен верно. Конечно, люди недовольны, спрашивают, кто придумал эти нормативы, обращаются в прокуратуру и т. д. Можно понять тех людей, которые добросовестно оплачивают потребление по счетчикам, а теперь ОДН у них увеличилось.
— Все с нетерпением ждут принятия постановления правительства, которое внесет изменения в ряд документов. Проект готов, согласован во всех ведомствах, и в нем содержатся принципиальные вещи.
Первое касается квартир без приборов учета. Прописан один, живут пятеро, платят за одного. А у многих есть несколько квартир, при этом в них вообще никто не прописан, а люди живут. И если нет счетчиков, сегодня им ничего нельзя предъявить. В этом проекте постановления указано, что после вступления его в силу коэффициент к нормативу потребления услуги будет равен трем. А еще через полгода — пяти.
То есть если сегодня норматив потребления холодной воды 3,2 кубометра на человека, то с коэффициентом три гражданин будет оплачивать 9,6 куба, а следующие полгода — 16 кубов. Кроме случаев, в которых нет технической возможности установить прибор учета. В большинстве домов такая возможность есть.
— Эти случаи тоже предусмотрены. Сегодня проверка показаний индивидуальных приборов учета производится не чаще одного раза в шесть месяцев. Предполагается изменение: теперь исполнитель услуг (УК или ТСЖ) осуществляет проверку достоверности передаваемых показаний не чаще одного раза в три месяца. При этом исполнителю услуги дается право устанавливать на индивидуальные приборы учета пломбу или прибор, позволяющий фиксировать несанкционированное вмешательство в работу счетчиков. Собственника квартиры предупреждают об установке под роспись.
— Конституция ему позволяет не пускать. Но тогда ему рассчитают потребление по нормативу с коэффициентом три или пять.
В этом документе есть и другие интересные изменения. Допустим, исполнитель услуги обманул гражданина при начислении платежей. 50% надо вернуть потребителю в счет будущих платежей. Обманул на 5 тыс. рублей — 2,5 тыс. надо вернуть. И отдельной строчкой в квитанции должно быть написано, что это штраф. Этим же постановлением предполагается: если перерыв допустимой нормы подачи ресурса превышен либо качество коммунальной услуги не соответствует требованиям (если, конечно, эти факты зафиксированы), надо вернуть потребителю 30%. Но пока это постановление не принято.
— Штаты нам добавили на лицензионную деятельность — девять человек с 1 января 2015 года. Нам выделили служебные автомобили в Бийск и Славгород — там география работы очень широкая. Но нам сегодня и Минстрой, и краевое руководство ставит задачи — действовать более интенсивно, более энергично, более профессионально, искать новые подходы. В этом плане мы и работаем.
О ТСЖ
— Мнение и мое, и наших инспекторов: сегодня ТСЖ — самая отсталая система управления. Не все, но многие председатели ТСЖ законодательство в принципе не читают. Продвинутых председателей всего процентов 30. Процентов 50 слабые. А еще 15–20% не понимают элементарных вещей.
О спецсчетах
— Орган жилнадзора ведет специальные счета, на которых ТСЖ формируют фонд капремонта. Такие счета открыл 941 дом. И сейчас пошло активное движение в этом направлении. В Бийске на общих собраниях многие стали принимать решения об открытии спецсчетов, перейти на спецсчет можно будет через год. Нас очень радует, что собираемость взносов в домах, открывших спецсчет, достигла 95%. Но есть ТСЖ, где собираемость очень низкая. Если же дом собирает менее 50% от начислений, он может быть переведен к региональному оператору. Мы этот процесс контролируем, 168 предписаний уже разослали.
О новых правилах оплаты
— Раньше жильцы должны были оплатить услуги ЖКХ до десятого числа, сразу после этого могли взимать пеню. С 1 января 2016 года пеня будет взиматься с 31-го дня — 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. А с 90-го дня пеня резко увеличивается до 1/130 ставки рефинансирования. Для управляющих компаний за просрочку платежей санкции более жесткие. В первые два месяца просрочки пени будут рассчитываться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, третий месяц — 1/170. А с 91-го дня просрочки — 1/130 ставки рефинансирования, действующей на день фактической оплаты.
30 тыс. рублей — такой штраф будет предъявлен УК и ТСЖ за нарушение новой статьи КоАП, вступающей в силу с 1 июля 2016 года: непоставка информации в систему ГИС ЖКХ.