январь 27, 2016
Курс доллара 21 января на Московской бирже превысил отметку в 85 рублей, обновив исторический максимум, евро поднялся выше 93 рублей — впервые с декабря 2014 года. Алтайские банки продавали доллары свыше 88 рублей, евро — около 97 рублей. В последующие дни рубль немного укрепился. Однако бизнес ждет очередного скачка цен, отмечая, впрочем, что стоимость товаров вслед за курсами валюты начала расти еще с ноября. Ряд производителей края, напротив, рады укреплению доллара
Доллары.
CC BY 2.0, part from original
Эксперты называют разные причины произошедшего скачка, однако большинство сходятся во мнении, что ослабление рубля, помимо прочего, связано с падающими ценами на нефть на мировом рынке. Удорожание валют традиционно заметно бьет по российскому ретейлу и в меньшей степени — по производителям, особенно тем, кто ориентирован на внешние рынки или удачно занимается импортозамещением.
Источник: официальные курсы ЦБ РФ
Авторынок — один из наиболее подверженных колебаниям валют. Даже те автомобили, что собираются в России, состоят по большей части из зарубежных комплектующих. Импортируется же порядка 30% представленных на рынке моделей.
Рост цен происходит постоянно как на запчасти, так и на автомобили. После недавнего скачка курсов валют вполне логично ожидать нового витка повышения цен. При этом следует понимать, что почти все автопроизводители искусственно сдерживают цены и работают с убытками, лишь бы не потерять долю на российском рынке. Поэтому, если рубль и укрепится, оснований ждать снижения цен нет.
По данным аналитического агентства "Автостат", средняя цена покупки нового легкового авто в Алтайском крае за 2015 год выросла с 1,040 до 1,208 млн рублей. В среднем по стране с момента начала кризиса ценники в автосалонах выросли на 25–30%. Это стало одной из причин существенного спада продаж: за год спрос на новые автомобили в регионе, по данным "Автостата", снизился на 42%. По прогнозам агентства, продажи новых авто в России в 2016 году упадут еще на 15–25%.
Цена на стройматериалы, по словам экспертов, меньше зависит от стоимости валют. "В их производстве постепенно выхолащиваются импортные компоненты, — говорит Олег Хомутов, председатель профильного комитета АлтТПП. — Например, если до кризиса на строительный рынок края поставлялся преимущественно металл из Китая, то сейчас строители работают с отечественными заводами".
Отделочные материалы, предметы интерьера, сантехника более чутко реагируют на изменение курса валют. На 3–5% на прошлой неделе повысили ценники в "Альтерре", на некоторые группы товаров — в "Леруа Мерлен". К повышению с февраля готовятся производители и продавцы окон и дверей.
Нам приходится повышать цены. Доллар начал расти в ноябре, с того времени поставщики стали планомерно увеличивать цены. В начале января мы получили несколько писем от них с уведомлением о 25%-ном повышении на некоторые категории товаров. Растет стоимость даже отечественной продукции, если ее комплектующие китайские. В нашей отрасли розница если и может себя ограничить в прибыли, то минимально, поскольку бизнес изначально невысокомаржинальный.
Компании ищут баланс между загрузкой складов и работой "с колес". "Первый вариант выгоден в случае повышения курса валют. Второй — в случае падения", — отметил Александр Кузьмин, руководитель одного из отделов продаж "Стройклассики".
В наибольшей степени страдают продавцы дорогих импортных товаров.
Весь наш товар привязан к курсу евро. Преодолеть эту зависимость мы не можем, поскольку продаем итальянскую мебель. За прошлый год рост цен составил 20–30%. При этом наша прибыль снижается. Клиенты реагируют болезненно, их стало меньше, но они есть. Стараемся договариваться с поставщиками: итальянские фабрики ориентированы на российский рынок.
Ослабление рубля не вселяет оптимизма и в тех предпринимателей, кто связан со сферой здравоохранения — собственников аптек и частных медклиник.
"99% веществ, составляющих препараты, импортные, — говорит Владимир Сотников, директор аптечной сети “Первая помощь”. — Подорожание лекарств сдерживается за счет того, что сейчас в реестре пересматривают цены на препараты из числа жизненно важных". Но, по мнению эксперта, опасаться стоит не столько роста цен на лекарства, сколько "вымывания" препаратов с рынка: поставщикам за границей станет невыгодно отправлять лекарства на продажу в Россию из-за того, что здесь их поджимают по цене.
Маржинальная прибыль аптек, говорят участники рынка, по сравнению с прошлыми годами снизилась. "Если компания получает такую же прибыль, что в 2015-м, из-за разницы валют на деле это значит -20%. Помимо колебания курсов валют, сказывается и теснота местного рынка, и конкуренция с дискаунтерами", — резюмирует Сотников.
Не избежать повышения затрат и коммерческим клиникам.
Расходные материалы для лабораторных исследований, приборы, рентгеновская пленка — все импортное. И все лекарства, кроме спирта, тоже иностранные. Повышения цен на услуги в таком случае стоит ждать в размере 20–30% уже в феврале-марте. — В прошлом году рост был в пределах инфляции, 7%.
По словам Богданова, уже возросла стоимость ремонта медтехники, а надобность в этом будет только возрастать. "Где возможно, мы стараемся пользоваться отечественными аналогами. Но, например, российские эндоскопы часто ломаются, щипцы многоразового пользования фактически одноразовые. Можно было бы брать что-то питерское или казанское, но оно не работает", — говорит Богданов.
На работу производственных предприятий колебания валют влияют по-разному — в зависимости от цены и места производства сырья, от географии покупателей, а также от конкурентной ситуации на рынке.
Так, нынешнее подорожание иностранной валюты напрямую сказалось на производстве полиэтиленовых труб. По словам гендиректора завода "Трубопласт-А" Александра Атабаева, российские производители сырья (полиэтилена) существенно подняли цены.
У нас в стране полиэтилен в дефиците, и внутренний дефицит покрывался поставками из-за рубежа. Долларовая цена полиэтилена на мировом рынке не изменилась, но из-за скачков курса поставки этого сырья в Россию сократились на 24%.
По его словам, производители полиэтилена рассчитывают свои цены на основе курса иностранной валюты: курс рубля умножают на цену сырья в долларах, а чтобы цена на внутреннем рынке была чуть более приемлемой, делают небольшую скидку.
Тонна полиэтилена, по словам промышленника, стоит $2,1 тыс. И если раньше у российских производителей ее цена была порядка 63 тыс. рублей, то теперь, соответственно, она колеблется от 125 до 145 тыс.
В то же время другие предприятия ощущают явный положительный эффект от ослабления национальной валюты.
Для нас такая ситуация выгодна. Основной конкурент нашей изоленте — китайская продукция. К примеру, сейчас мы продаем изоленту по 6,5 рубля, китайская на рынке стоит 60 рублей, а теперь ее цена повысится до 90 рублей. Спрос на 6-рублевую, конечно, увеличится.
И это при том, что предприятие и без того развивается: в 2015 году "Полимерпласт" в денежном выражении реализовал продукции на 55% больше, чем в 2014-м, прирост в натуральном выражении составил 27%.
По словам Шелудякова, рыночная ситуация останется выгодной для предприятия, даже если удорожание доллара прекратится, но сохранится волатильность курсов валют.
Наши конкуренты — даже не сами китайские производители, а российские трейдеры, которые везут продукцию из Китая контейнерами, закладывая в цену продукции свои риски. При стабильном курсе рубля их риски были бы минимальными, а в меняющейся ситуации накрутка растет.
Цена продажи и покупки валют в Барнауле, данные 26 января, на 15.00
Самая высокая цена продажи |
Самая низкая цена продажи |
Самая высокая цена покупки |
Самая низкая цена покупки |
|
Доллар |
85,6 рубля (Сбербанк) |
81,1 рубля (МДМ Банк) |
81,3 рубля (Азиатско-Тихоокеанский банк) |
75,9 рубля (АК БАРС Банк) |
Евро |
92,6 рубля (Сбербанк) |
88 рублей (Агропромкредит) |
88,38 рубля (Азиатско-Тихоокеанский банк) |
81,7 рубля (АК БАРС Банк) |
Источник: сайт Алтайского банковского союза