Миллиард под понятия

январь 28, 2016

4 января президент подписал новую программу патриотического воспитания. Шуточное ли дело: еще в декабре правительство наметило сократить федеральный бюджет на 10%, а тут новые затраты. 1,6 млрд рублей до 2020 года. Деньги, наверное, скромные. Но их, похоже, сокращать не планируют.

Надежда Скалон, обозреватель.
Altapress.ru

Надежда Скалон, обозреватель.
Altapress.ru
То, что тема российской идентичности как-то медленно, но уверенно вошла в число приоритетов нашей внутренней политики, это факт. И я-то в принципе не против идентичности. Надо же, чтобы нацию объединяло что-то, кроме телевизора и языка.

Как это воплощается? Это уже интереснее.

К примеру, в детских садиках оформляют патриотические уголки — кстати, в "Яндексе" фотопримеров этих уголков десятки. В них и портрет президента, и плакаты главных наших праздников — дабы приобщать ребятишек к истории. Где-то на одном стенде и Рождество Христово, и День Великой Октябрьской революции. В Воронеже на всякий случай разместили портрет губернатора.

В школах же — уроки патриотического воспитания. Знакомый рассказывает: отец его жены, учитель истории, обязан отчитаться, что провел таковых не меньше 100.

Судя по новой программе, подписанной президентом в новогодние каникулы, к теме подключат еще и науку, потому как одна из задач программы — научно-методическое сопровождение воспитательного процесса. Стесняюсь спросить: какой вклад в мировую нау­ку сделают эти ученые?

А если подумать, под что вообще выделяют деньги? Что это за понятие такое — патриотизм?

Собственно, в том, как понимают патриотическое воспитание авторы президентской программы, тайны нет. Я ее изучила — превалирует тема военно-патриотическая. Включая шефство воинских частей над школами, трудовых коллективов над воинскими частями, конференции, семинары, слеты, гранты, издание книг и т. п. Так, выходит, что Родину любить — это за нее воевать? А кто не воюет, тот не любит?

…Давным-давно, когда я только начала работать в газете, редакционное задание занесло меня на одно предприятие. Знаете, 1990-е годы, везде развал, растет и ширится только торговля. А тут мужики водят меня по производственному зданию.

Все простенько, насколько хватило денег, но чисто. Делают они то, что до этого Алтай толком и производить-то не умел. "Мы хотим, чтобы все увидели: мы, русские, можем делать дело хорошо", — говорили они. Что характерно, дошли они до этого без всякого научно-методического сопровождения.

И, кажется, в нашей ближней и дальней истории есть прекрасные люди — инженеры, артельщики, мукомолы, исследователи, — чьи портреты были бы куда уместнее для воспитания будущих граждан. Хотя бы как пример того, что создавать и творить — лучше, чем воевать и разрушать.