Дело ученого. За что собираются судить алтайского предпринимателя-инноватора Синеева

январь 29, 2016

Вслед за многими уважаемыми аграриями, которых осудили за мошенничество с госсубсидиями, в Алтайском крае уголовному преследованию подверглись руководители инновационных предприятий. Один из них — Алексей Синеев, директор барнаульской компании "Тривонт".

Алексей Синеев.
Анна Зайкова

В активе этой фирмы десятки инновационных проектов по энергосбережению в городах страны, в числе последних — модернизация электросистем новосибирского метро и бийского трамвайного парка. Сейчас же Синееву, при самом негативном для него сценарии, грозит реальный тюремный срок. Известного ученого-электротехника тоже обвинили в мошенничестве с государственными субсидиями.

Алтайских аграриев следователи "раскручивали" по стандартной схеме. Работники полиции проверили всех, кто оформлял и получал государственные субсидии на покупку кормов в 2011-2012 годах. Так появились почти полторы сотни уголовных дел о мошенничестве. Вину на следствии и в суде признали лишь некоторые руководители сельхозпредприятий. Оправданных — также единицы.

В случае с инновационными компаниями ситуация во многом схожая. Правоохранители провели проверку всех фирм, которые получили субсидии по линии Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края. Денежные средства предоставлялись на конкурсной основе в качестве компенсации части затрат, связанных с инновационной деятельностью. Руководителя компании "Тривонт" Алексея Синеева заподозрили в мошенничестве. Всего, по сведениям "СК", в крае около пяти аналогичных уголовных дел.

Первые следственные действия в отношении предприятия Синеева прошли в марте 2015 года. Однако о существовании уголовного дела предприниматель узнал только несколько месяцев спустя.

Что такое механизм оказания государственной поддержки бизнесу директор компании "Тривонт" знает хорошо — он, являясь представителем комитета по энергетике Алтайской торгово-промышленной палаты, ранее входил в краевую конкурсную комиссию по предоставлению грантов предпринимателям. А в 2013 году решил воспользоваться господдержкой сам. Предприятие подготовило и направило в Главэкономики необходимый пакет документов, подтверждающих фактически понесенные затраты на инновационную деятельность. Через несколько месяцев компания прошла конкурсный отбор.

Алексей Синеев,
руководитель компании "Тривонт":

Мы могли претендовать в общей сложности примерно на 900 тыс. рублей. Но нам сумму субсидии снизили до 438 тыс. рублей.

Денежные средства были перечислены на счет "Тривонта".

Позднее полицейские усомнились в факте покупки компанией трансформаторной подстанции стоимостью 316 тыс. 600 рублей.

Алексей Синеев,
руководитель компании "Тривонт":

Подстанция была необходима нам с целью реализации энергосберегающего проекта для бийского муниципального трамвайного предприятия. Мы доработали ее до необходимых технических характеристик и планировали использовать при "полевых" изыскательских работах в Бийске. Поскольку у нашей компании был дефицит денежных средств, приобрели одну из самых дешевых подстанций. Продавца — барнаульскую фирму "Сатурн" - нашли по объявлению в интернете. Это оборудование я у них забирал лично.

В материалах уголовного дела есть счет-фактура и другие документы, подтверждающие факт приобретения компанией "Тривонт" трансформаторной подстанции и перечисления денежных средств на счет "Сатурна". Однако следователи считают документы поддельными (например, якобы подпись Синеева поставлена не им), а фирму-продавца - "однодневкой". По версии следствия, Синеев совершил подлог, чтобы в дальнейшем получить государственные субсидии.

Игорь Хомутов,
адвокат:

Если следовать логике обвинения, летом 2013 года у моего подзащитного возник умысел на хищение бюджетных средств. И он начал готовить преступление, чтобы в дальнейшем, через полгода, получить государственную субсидию. Которую ему не факт, что дадут — ведь все претенденты проходили жесткий конкурсный отбор. Но, это, мягко говоря, бред!

При этом, напоминает адвокат, сумма затрат компании "Тривонт", понесенных в последние годы на изыскательскую и научную деятельность, в разы превышает размер полученной субсидии. Хомутов также указывает на нарушения, допущенные в ходе следствия. Так, на экспертизу сотрудники полиции отправляли не саму подстанцию целиком, а только ее металлический корпус. Естественно, эксперт сделал вывод, что корпус подстанцией не является.

Сейчас подстанция разукомплектована, корпус находится под арестом, трансформатор хранится в одной из мастерских, а распределительное устройство — в УБЭП. Предварительное следствие по уголовное делу Алексея Синеева завершено, в ближайшее время оно может быть направлено в суд. Своей вины Синеев не признает.

Игорь Хомутов,
адвокат:

Я, конечно, понимаю, что у правоохранительных органов свои планы и показатели. Но страшно видеть, как в погоне за показателями они фактически ставят крест на одном из немногих инновационных электротехнических предприятий региона.

Он направил в прокуратуру жалобу и требует прекратить уголовное преследование Синеева.