февраль 8, 2016
В конце 2014 года, когда экономический кризис уже стучался в двери большинства отечественных компаний, руководитель крупного завода по выпуску упаковки "Алтайтара" Андрей Лазарев сказал: "Эта ситуация — шанс для отечественного производства". Прошло чуть больше года. Наша встреча с директором "Алтайтары" состоялась в один из январских дней 2016-го, когда на бирже один американский доллар стоил уже 82 российских рубля. "Андрей Викторович, вы тогда не ошиблись в прогнозе?" — это был первый вопрос Лазареву.
Андрей Лазарев, руководитель завода "Алтайтара".
Анна Зайкова
— И три, и полтора года назад, и сейчас я утверждаю, что это шанс для российской экономики, — начал Андрей Лазарев. — Слово "кризис" по-китайски состоит из двух иероглифов: "возможности" и "риски". И данная ситуация в отечественной и мировой экономике мною именно так и расценивается. Это возможности для каждого из нас!
Что сейчас происходит? Предприятие "Алтайтара", производя упаковку для большого количества компаний-клиентов, фактически является барометром как российской экономики в целом, так и Алтайского края в частности. По росту или снижению потребления упаковки мы видим, какова ситуация на рынках. Если наших коробок берут больше — значит, продуктов продают тоже больше. Соответственно, покупательная способность высока, и свои возможности алтайские производители реализуют.
В данный момент ситуация, по моим оценкам, очень позитивная. Подтверждением является то, что прошлый, 2015 год наше предприятие завершило с 9% роста объемов реализации. И я не скажу, что этот рост был обусловлен, например, плохой работой конкурентов либо еще какими-то другими субъективными моментами.
Рост был вызван именно объективными факторами: все из наших клиентов понемногу подросли в 2015 году. Россия и Алтайский край получили огромное конкурентное преимущество в виде дорогого доллара. Раньше наш местный рынок был в границах Алтайского края. Ввиду того что мы были удалены от рынков большого потребления — Центральной России и зарубежья. Сейчас, в связи с курсом доллара, мы получили возможности в виде выхода на международный рынок. Ведь на нем наши продукты стали в два раза дешевле, чем полтора-два года назад. И это серьезное конкурентное преимущество. В первую очередь, я считаю, речь идет об алтайской сельхозпродукции.
— Больше. Мы планировали рост в районе 5%. В начале прошлого года, когда были определенные опасения в связи с нестабильной политической ситуацией в мире и соответствующими экономическими процессами в стране, главная задача, по нашим оценкам, была в сохранении коллектива, удержании объемов производства и клиентской базы. Мы тогда, в начале 2015 года, особо не думали о какой-то прибыли. На предприятии размышляли о том, как сохранить то, что имеем. Но достигли большего, чем ожидали.
— Это коммерческая информация.
— Речь идет о возможном создании так называемой территории опережающего развития — ТОР. Это территории страны, где применяется специальная налоговая политика государства. Сейчас она уже работает, например, на Дальнем Востоке. Но, к сожалению, пока не применяется в Сибири. Если такие же условия в плане налогов будут созданы в крае, то мы их сочтем очень хорошими для серьезных и долгосрочных инвестиций. Ведь мы готовы и дальше инвестировать в развитие своего предприятия. Я знаю, что тема создания ТОР в Алтайском крае и других регионах сейчас обсуждается на федеральном уровне, потому что опыт Дальнего Востока дал положительные результаты.
— Сейчас пока нет. Я могу лишь сказать, что это не один миллиард рублей инвестиций. Этот проект может быть интересен всем участникам рынка. При этом мы готовы создать сотни рабочих мест, а также стимулы для пополнения бюджета и мощного развития наших партнеров.
— Да, выкупили. Правда, сегодня есть определенная проблема в том, что налог на землю в нашем случае повысился в шесть раз. То есть речь идет о неадекватной, на мой взгляд, оценке кадастровой стоимости земли.
Сейчас предприятие заказало независимую экспертизу, проводим оценку, обращаемся в суд. Это нормальный рабочий процесс. Ранее у нас уже была подобная практика, и мы отстояли свои права. Такая же возможность есть и сейчас.
— Мы рассчитались без продажи доли в бизнесе. Хотя многие сомневались, получится ли у нас это. Говорили о больших рисках. Но мы оплатили деньгами, а не долей бизнеса, и сохранили свою независимость.
— В нашей компании — нет.
— Мы подросли и на рынке Алтайского края, и на рынке Сибири. В крае — до 65%, в Сибирском регионе — до 40%.
— В определенной степени это, конечно, отразилось. Но мы с уважением относимся к конкурентам и считаем, что они делают нас сильнее.
— Конкуренция на отечественном рынке очень высока. И проблемы с производственными мощностями и поставками не возникло. И не возникнет в ближайшее время точно. Потому что производителей упаковки в нашей стране много. Это и делает нас сильными.
Здесь еще отмечу, что с 1 ноября 2015 года начал действовать федеральный закон о запрете вывоза макулатуры из России. Это здорово! Ведь до этого, за последний год, стоимость макулатуры выросла почти в три раза. Для нас это повлекло рост цен на сырье. И, соответственно, дорожала наша продукция, что отражалось на кошельке конечного розничного потребителя. После вступления закона в силу цена на макулатуру уже упала на 20%. Для нас это очень позитивный фактор.
— Да. И многие на основе этих наработок создали свой бизнес. Я думаю, что часть из этих предприятий до сих пор работает.
Мы же пока отошли от этой темы. Потому что главное направление, в которое вложены основные инвестиции, — это производство гофротары. И до тех пор, пока мы не освоим его на 100% и не получим максимальную эффективность от вложений, нам не надо заниматься больше ничем. Профиль предприятия должен быть основным — это мое убеждение.
— Это сотрудничество состоялось в 2012–2013 годах. Оборудование партнерами поставлено, и мы им довольны. И качеством, и эффективностью, и функционалом. А также отношением партнеров в части исполнения обязательств по срокам исполнения поставок и сервисного обслуживания.
— Сейчас скажу так: это долгосрочный, еще пока не реализованный план.
У "Алтайтары" на стадии разработки есть и другой интересный и перспективный проект — выпуск легкой мебели для студентов и детских учреждений. Все оборудование для этого закуплено, первые успешные образцы выпущены.
Но! До тех пор пока на нашем предприятии не освоено 100% мощностей основной существующей площадки, мы не хотим и не готовы "распыляться". Тема этой мебели — достаточно новая, и она потребует еще много времени и трудозатрат наших специалистов. Однако она очень интересна и будет освоена, думаю, за 2016 год.
— Почему же?! Мы всегда, в любой ситуации должны понимать, куда нам необходимо двигаться.
"Алтайтара" через три года — это 20 млн коробок в месяц. То есть 100-процентная загрузка мощностей. Это высокоэффективный коллектив с мировыми показателями организации каждого рабочего места. И, безусловно, это новые проекты и производственные площадки. Как видите, амбиции у нас есть.
— Производственники не находятся на "красной линии" в городе. Они себя активно не популяризируют. Мы, например, себя не рекламируем. Наши покупатели — это производственные компании. И поэтому про нас нет много информации. Вот если вы будете опрашивать при составлении рейтинга "Менеджер года" больше производственников, то вы и голоса получите именно за руководителей производственных компаний. А если опрашивать только представителей торговли, то сложится мнение, что производства как такового нет. На самом деле оно есть. В Алтайском крае работает много хороших предприятий, пускай они и не такие большие, как хотелось бы.
— Без господдержки "Алтайтара" не состоялась бы? Я с этим не совсем согласен. За все годы сумма господдержки компании составила не более 3% от общего объема инвестиций. А 97% — это средства не из господдержки. Скажите, без этих 3% предприятие не состоялось бы? Однако я, безусловно, благодарен за своевременную помощь и эту поддержку и государству, и администрации Алтайского края.
— У нашего предприятия нет текущих кредитов. Уже достаточно давно.
— Нужно общаться на федеральных выставках и конференциях, когда предоставляется возможность. В итоге там предпринимателями формулируется та объективная точка зрения, которая принимается государством. И оно понимает, что необходимо самим предпринимателям, в том числе производственникам.
— Наше предприятие в декабре 2015 года произвело 16 млн коробок. В среднем в одну коробку входит пять килограммов продукции. То есть мы произвели упаковки на 80 тыс. тонн продукции! Это 1333 железнодорожных вагона. Или 22 эшелона, загруженных продукцией в нашей упаковке. Из них примерно 11 эшелонов — с алтайской продукцией.
— Есть много примеров, показывающих, что как только руководитель компании начинает активно заниматься общественной деятельностью, я имею в виду политическую деятельность, то предприятие от этого страдает. Пока мой опыт как организатора, как инвестора нужен здесь — на производстве. И ближайшие несколько лет я бы хотел именно этим заниматься. В политику мне идти пока рано.
Андрей Викторович Лазарев родился в Барнауле в 1972 году, вырос в селе Сосновка Заринского района. С детства занимался самбо.
В 1992 году окончил профильное учебное заведение по специальности "учитель физкультуры". С 1993 года — частный предприниматель. Занимался торгово-закупочной деятельностью, получил опыт ведения собственного дела.
В 2005 году создал с нуля компанию, занимающуюся производством гофроупаковки.
Источник: администрация Алтайского края.
Андрей Лазарев стал победителем рейтинга "Менеджер года-2015", составляемого ИД "Алтапресс", в номинации "Промышленное производство".