Затяжной прыжок на дно: рынок новых авто в Алтайском крае упал сильнее, чем по стране

февраль 12, 2016

В конце января стала известна статистика продаж новых авто за 2015 год. По данным аналитического агентства "Автостат", жители Алтайского края купили в салонах 8,6 тыс. новых легковых автомобилей. Это на 42% меньше, чем годом ранее. Начало 2016-го показало: в нынешнем году негативный тренд в авторетейле сохранится.

Автомобиль.
открытые источники (CC0)

Падение спроса на новые легковушки в Алтайском крае оказалось более заметным, чем в целом по стране: рынок новых авто в России просел в 2015 году на 36%. Как следует из статистики, из популярных марок в регионе худшие результаты по динамике спроса показали Renault и Mitsubishi. Минимальные потери понес корейский бренд KIA (-22%). В модельном ряду провальными по сравнению с 2014 годом оказались продажи Nissan Almera, Renault Duster и Lada Largus. Бестселлером в регионе остается Lada Granta.

Владельцы дилерских центров подтверждают, что прошедший год был для их бизнеса весьма непростым.

Александр Поддубный,
гендиректор автоцентра “АНТ”:

На 2015 год мы ставили перед собой планы сохранения бизнеса. Рынок в этом году сильно упал. Однако нам удалось выполнить все планы, которые ставили перед нами производители. Если в 2016 году мы сможем удержать текущие показатели, это уже будет достижением.

В минувшем году холдинг Поддубного "выбросил" из дилерского портфеля французский бренд Citroen. Усилиями "АНТ" он занимал 11-е место в рейтинге автомобильных марок в Барнауле, что для такого непопулярного в России бренда достаточно высокий показатель. Коммерческую линейку Citroen у алтайского дилера активно закупали новосибирские транспортники. Но из-за 78%-ного снижения продаж с маркой решили распрощаться. Тем не менее по итогам 2015 года "АНТ" удержал первое место среди дилеров Сибири в рейтинге издания "Континент-Сибирь" по доле на рынке своего региона. Она у "АНТ", по подсчетам издания, составляет 34%. По этому показателю с барнаульской компанией может сравниться только омская "Евразия-Моторс" (32%).

В массовом сегменте меньше всего покупателей потерял УАЗ. Это дало возможность его дилерам не только выживать, но и развиваться.

Геннадий Кормильцев,
гендиректор холдинга “Алтайгазавтосервис” (УАЗ, ГАЗ, Lifan):

У нас по всем брендам продажи сократились лишь на 15%. Единственное, что омрачает настроение, — процентные ставки. Для нас это важно, мы активно кредитуемся. В мае открыли новый автосалон УАЗ и сделали порядка 15 миллионов инвестиций. Также развиваем перевозки по городу, увеличили число наших автобусов до полусотни (компания занимается еще и пассажирскими перевозками. — Прим. altapress.ru). В 2016 году мы рассчитываем не только сохранять, но и улучшать показатели. По марке ГАЗ хотим нарастить продажи на 10%, по Lifan — на 20%.

Помешать сбыться этим планам может продолжившееся и в январе падение продаж.

Ольга Частухина,
директор по развитию автоцентра “Реал”:

Сейчас ситуация аховая: продажи стремительно падают, трафик — тоже. Созваниваемся с коллегами: у всех такая же ситуация. Декабрь был худшим месяцом в году у большинства дилеров по всей стране. Январь тоже грозит быть мегаубыточным. Что будет дальше — пока непонятно.

Даже у тех, кто еще недавно праздновал успех, после Нового года случился обвал.

Павел Сенченко,
директор автосалона Lifan в Барнауле:

У нас декабрь вовсе не был плохим: мы побили все рекорды и продали 54 машины. Такой всплеск связываю с нашей маркетинговой активностью в ноябре: мы активно рекламировались в районных печатных изданиях и к нам поехали покупатели с края. Но после Нового года продажи как отрезало. Куда делись все клиенты — непонятно.

Официальные данные о продажах в январе будут доступны лишь к середине февраля, однако по предварительным данным, опубликованным в "Коммерсанте", за первый месяц 2016 года спрос на новые авто в стране упал еще на 30%. Дилеры продали машин меньше, чем в январе кризисного 2010-го, результаты которого были антирекордом для российского авторынка за последние семь лет. Не помогает остановить падение даже то, что государство продлило программу утилизации и льготные автокредиты.

Продают автомобиль.
Михаил Хаустов

Дилеров станет меньше

Аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов ожидает, что дилерские сети продолжат сжиматься (в 2015 году закрылось 7% автосалонов в стране). "Сегодня в стране насчитывается порядка 4 тысяч дилерских центров, которые были рассчитаны на ежегодные продажи в объеме свыше 3 млн машин. Упавший вдвое рынок вряд ли скоро вернется на этот уровень, поэтому немало дилеров, увы, окажутся лишними", — говорит он.

В 2015 году в Алтайском крае никто из игроков с рынка не ушел, хотя некоторым пришлось пересмотреть свои портфели. Однако в январе стало широко известно о финансовых проблемах "СЛК-Моторс" (владеет автосалонами Toyota и Lexus в Барнауле). По данным "Континента-Сибирь", 14 февраля компания "Тойота Мотор" расторгает дилерский договор с "СЛК-Моторс". Причины разрыва отношений стороны не комментируют.

Участники рынка еще летом 2015 года сообщали altapress.ru о финансовых проблемах "СЛК-Моторс" — компании якобы не хватало оборотных средств даже на закупку автомобилей и на своевременную выплату заработной платы персоналу. Тогда же стало известно, что "СЛК-Моторс" выставил свои автосалоны в Барнауле и Новосибирске на продажу.

По данным СМИ, новым официальным дилером Toyota и Lexus в Новосибирске и Барнауле с 16 февраля 2016 года может стать московская компания "СП Бизнес Кар" — дочерняя структура самой Toyota Motors. Она владеет крупнейшей в стране сетью официальных дилерских центров Toyota в России. В Сибири "СП Бизнес Кар" представлена только в Кемеровской области.

Дорогие упали меньше всех

Традиционно более стабильным сегментом остается премиум-класс. Продажи машин люксовых марок в Алтайском крае за год упали лишь на 16%. Однако рост показал только один бренд — Jaguar. По данным регистрации авто в ГИБДД, дилер этой марки продал жителям региона в 2 раза больше этих английских машин — 6 против 3 в 2015 году. Если отбросить статистику по Jaguar, то более популярные премиум-бренды стали менее популярны на 32%. Наиболее сильно продажи упали у Porsche (на 60%), Land Rover (-44%) и Mercedes-Benz (-40%). Минимальные потери понесли Lexus (-13%) и BMW (-9%).

Сегмент привлек автоцентр "Реал", который прежде не торговал премиальными машинами. Теперь он стал неофициальным дилером Infiniti. Первую партию наиболее ходовых внедорожников моделей QX70 и QX80 в краевую столицу привезли еще в конце декабря. Шоу-рум Infiniti расположился в опустевшем после ухода General Motors из России салоне Chevrolet.

"Чтобы стать официальным дилером Infiniti, нам нужно построить новое здание по всем требованиям этого бренда. У нас такие планы есть, уже оформлен участок, подписана франшиза на строительство, но пока экономическая ситуация не позволяет нам взяться за этот проект. Сейчас мы приобретаем машины у официального дилера в Москве и продаем их здесь по рекомендованной производителем цене", — рассказала Ольга Частухина.

Самые продаваемые авто в регионе

Марка

2015

2014

Изм., %

Lada

1684

2504

-32,8

Hyundai

781

1396

-44,0

Nissan

781

1497

-47,8

Chevrolet

753

1371

-45,1

Toyota

637

1213

-47,5

Renault

615

1511

-59,3

UAZ

484

548

-11,7

Kia

458

588

-22,1

Datsun

382

255

49,8

Mitsubishi

306

685

-55,3

Всего

8598

14773

-41,8

Модель

2015

2014

Изм., %

Lada Granta

868

1134

-23,5

Chevrolet Niva

706

896

-21,2

Hyundai Solaris

531

845

-37,2

Lada 4X4

393

496

-20,8

UAZ Patriot

325

437

-25,6

Datsun On-Do

287

255

12,6

Nissan Almera

287

597

-51,9

Kia Rio

269

257

4,7

Renault Duster

246

683

-64,0

Lada Largus VP

183

404

-54,7

Всего

8598

14773

-41,8

Источник: "Автостат".

Факт

BMW X5 — самое продаваемое премиальное авто в Сибири по итогам 2015 года.