февраль 17, 2016
В ближайшее время в Госдуму планируют внести законопроект, ужесточающий правила маркировки продукции с использованием растительных жиров на основе пальмового масла. Ранее эксперты высказывались за то, чтобы такая "молочка" называлась "пальмовым продуктом", а само название писалось на этикетке большими буквами. Пока эти предложения находятся в стадии обсуждения, мы попросили специалистов "Алтайсертифики" и "Алтайского колледжа промышленных технологий и бизнеса" рассказать, как правильно читать этикетку молочной, а заодно и мясной продукции. Ведь здесь также есть масса своих особенностей.
Колбаса.
Дмитрий Кудрявцев
С момента вступления нового техрегламента Таможенного союза правила маркировки молочной продукции стали жестче. Регламент обязывает производителей указывать полное наименование молока и продуктов его переработки. Это информация дает представление покупателю о составе продукта, его натуральности. К примеру, на пакете с восстановленным молоком непосредственно в наименовании должно указываться основное сырье изготовления, причем шрифтом одинакового размера. Например: "восстановленное молоко из сухого молока", "восстановленное молоко из концентрированного молока", "восстановленное молоко из сухого и сгущенного молока".
Помимо уже известных понятий, таких как "сливочное масло", "сливочно-растительный спред", появилось определение "масляная паста". Если в сливочно-растительном спреде массовая доля общего жира составляет от 39 до 95% (и массовая доля молочного жира в жировой фазе - от 50 до 95%), то в масляной пасте - от 39 до 49% включительно. В последней доля молочного жира ниже — менее 50%, а содержание влаги, наоборот, больше.
Документ отдельно оговаривает указание дополнительной информации в маркировке концентрированной или сгущенной молочной продукции, сухой молочной продукции. Так, производители в составе продукта должны размещать информацию об используемых видах сахаров: сахарозе, фруктозе, глюкозе, лактозе. Это очень важная информация для людей, которые придерживаются различных ограничений в питании из-за проблем со здоровьем.
Что касается мороженного, то как и прежде, если производитель использует заменители молочного жира, то он должен это указать в наименовании своего десерта. В соответствии с техрегламентом, продукция с массовой долей жира не более 12% должна называться "мороженое с заменителем молочного жира", а не "пломбир" или "сливочное мороженое".
Категория, к которой относится тот или иной продукт, должна быть отражена на упаковке. Она обозначает процентную долю мышечной ткани (мяса) того или иного животного в общем объеме всего продукта (в случае с пельменями — в объеме начинки).
Здесь важно различать мясные и мясосодержащие продукты. Мясные продукты содержат более 60% мяса.
Мясосодержащие продукты содержат от 5 до 60% мяса. Они делятся на две группы. Первая — мясо-растительные, в которых мяса от 30 до 60%, а оставшаяся часть ингредиентов может быть растительного происхождения (соя, крахмал, растительный жир.). Вторая — растительно-мясные. В них от 5 до 30% мяса, остальные ингредиенты — растительного происхождения.
Определить качество покупаемого продукта можно по его категории, которая обозначается буквами А, Б, В, Г, Д. В мясных продуктах категории А доля мяса составляет от 80% всего объема (либо начинки). Такие продукты встречаются очень редко и стоят обычно немало. Изготовлены они в большинстве случаев из говядины.
В мясных продуктах категории Б доля мяса — от 60 до 80%. Конечно, изделия категории Б не относятся к разряду самых дешевых, но цены на них вполне доступны. Мясные, мясосодержащие и мясорастительные продукты категории В содержат от 40 до 60% мышечной ткани. Большинство всех полуфабрикатов — это как раз продукты категории В.
Мясосодержащие продукты категории Г содержат от 20 до 40% мышечной ткани. Такие продукты обычно доступны по цене.
Наконец, категория Д предполагает содержание мышечной ткани в объеме менее чем 20%.
Может, но только в меньшем количестве, нежели в мясо-содержащих продуктах.
Полуфабрикаты в тестовой оболочке и просто мясные полуфабрикаты очень часто фальсифицируются. Например, в составе мясной начинки пельменей "Домашних" может указываться говядина и свинина высшей категории, а на самом деле она заменена той же кониной или другим не традиционным для нашего региона импортным сырьем.
Например, на цвет оболочки и самого продукта. Если это мясной продукт категории А, то цвет у него должен быть темным, так как основное сырье, используемое для его приготовления, является говядина.
Как правило, да. Но бывают исключения. Местные эксперты советуют отдавать предпочтения алтайской продукции. Привезенная из европейской части страны продукция чаще "попадается" на фальсификате.