Глава алтайской налоговой - о падении налога на прибыль, росте НДС и эффективности проверок

февраль 24, 2016

На фоне общего падения экономики налоговые поступления в Алтайском крае по итогам 2015 года показали рост. Наиболее чутко на изменения отреагировал налог на прибыль, сократившийся на 7,4%. Кое-как удержался НДФЛ, потеряв лишь 1,5%. Выправил ситуацию заметно возросший НДС — сказались усилия налоговой службы по пресечению незаконного возмещения. Об этих и других тенденциях, о судебных претензиях и ключевых новшествах altapress.ru рассказал руководитель Управления Федеральной налоговой службы (УФНС) по Алтайскому краю Валерий Тарада.

Валерий Тарада.
Олег Богданов

— Валерий Викторович, в феврале ваше ведомство традиционно подводит итоги поступления налогов в ушедшем году. Сказалось ли падение экономики на результатах 2015 года в Алтайском крае?

— Действительно, прошедший год был сложным. Колебания курсов валют, цен на нефть наложили отпечаток на экономику и России в целом, и Алтайского края в частности. Однако наш регион — сельскохозяйственный и поэтому не так подвержен негативным влияниям, как субъекты с выраженной промышленной составляющей. Сегодня можно констатировать, что Управление ФНС по Алтайскому краю все поставленные задачи выполнило. Во все уровни бюджетов в 2015 году поступило 63,4 млрд рублей. Это на 4% больше, чем в 2014 году, или плюс 2,5 млрд. В казну Алтайского края мобилизовано более 45 млрд рублей, это на 400 млн руб­лей больше результатов 2014 года.

Наполняемость бюджетов зависит, с одной стороны, от налоговых поступлений, а с другой — от нашей работы по сокращению задолженности. В крае сложилась достаточно большая сумма недоплаты — 11,2 млрд рублей во все уровни бюджета. В 2015 году управлению удалось сократить это отставание на 1,1 млрд рублей, или на 8,6%.

Валерий Тарада.
Олег Богданов

— Традиционно крупнейшие по объемам поступлений налоги — НДС, НДФЛ и налог на прибыль. Они в наибольшей степени отражают состояние экономики. Какова их динамика?

— Начнем с налога на прибыль — самого для нас "животрепещущего". Ситуация в Алтайском крае оказалась уникальной. Налог на прибыль формируется из двух частей. Первая — платежи структурных подразделений крупных федеральных компаний: Сбербанка, ВТБ, НЛМК (в крае — "Алтайкокс") и других. Они распределяют свою прибыль по подразделениям, согласно внесенной ими лепте. Край всегда получал приличные суммы. Этот налог платится авансом. Головные предприятия оплатили его 2014 году, а затем выяснилось, что результаты деятельности подразделений по году оказались ниже ожидаемых. Плательщики заявили деньги к возврату. Один только Сбербанк отозвал 1,2 млрд рублей. Доля поступлений по данной категории плательщиков в общих поступлениях края снизилась с 42,8% в 2014 году до 20,2% в 2015-м. В денежном выражении объем сократился более чем в два раза — на 2,3 млрд рублей.

Но в то же время прибыль алтайских компаний, зарегистрированных в нашем регионе, возросла. Они в бюджетную систему перечислили 5,6 млрд рублей, это на четверть больше, чем годом ранее. Казалось бы, нонсенс. Но суть в том, что кризис в большей степени ударил по промышленным, сырьевым компаниям. У нас край аграрный, и на наших предприятиях это отразилось в меньшей степени. К тому же в 2015 году благодаря усилиям администрации края в сельское хозяйство региона удалось привлечь большие объемы господдержки — более 6 млрд рублей. Благодаря этому предприятия пищевой переработки дали большой прирост налога на прибыль. Кроме этого, за счет валютной разницы увеличилась прибыль предприятий, работающих на экспорт.

Что касается НДС, то объем этого налога, напротив, значительно возрос — на 21%, или на 2,5 млрд рублей. За счет чего? Во-первых, произошел рост налогооблагаемой базы на 16%. Во-вторых, заметно снизился объем возврата НДС — на 17%, это почти 600 млн рублей.

Сама по себе процедура возврата НДС зачастую использовалась в криминальных, мошеннических схемах. Но в прошлом году был введена в работу автоматизированная система контроля АСК НДС-2, которая позволяет отслеживать все сделки между контрагентами. Сейчас мы уже начинаем принимать расширенные декларации, в которых содержатся данные книг продаж и покупок. Если мы замечаем разрывы, для нас это повод обратить особое внимание.

В отношении НДФЛ ситуация ровно обратная — налогооблагаемая база сжалась. Сказалась заморозка зарплаты бюджетникам и оптимизации расходов на персонал в частном секторе. Поступления НДФЛ в бюджет края снизились на 1,5%, или на 205 млн рублей. Влиять на формирование налогооблагаемой базы в этом случае мы не можем.

Валерий Тарада.
Олег Богданов

Есть разрывы? Ждите в гости

— Лейтмотивом выступлений федеральных чиновников звучит необходимость усиления контрольной, надзорной работы налоговой службы. Стоит ли в связи с этим бизнесу ожидать каких-то жестких действий?

— В контрольной работе наш приоритет прежний — тот, что назвал президент, — не "кошмарить" бизнес. Разумеется, никто не радуется тем структурам, которые отнимают деньги. Но могу сказать, что если суммировать отзывы о нашей службе на всех сервисах, то выходит, что около 80% налогоплательщиков оценивают нашу работу положительно.

В 2015 году по результатам нашей контрольной работы в бюджет было мобилизовано 1,7 млрд рублей, это на 10% больше, чем в 2014 году. Из общей суммы доначислений мы получили 69%.

Система критериев, по которым мы выходим на проверку, открытая. Первый и основной из них — налоговая нагрузка. Если условный мясокомбинат имеет нагрузку на прибыль 1,2, а в крае она в среднем составляет 4,7, то возникает вопрос: там что, мясо другое или цены другие? Мы идем к таким товарищам и говорим: вот ваша схема, вот такие доначисления. Любой налогоплательщик может посмотреть критерии, сравнить средние цифры с теми, что есть у него. И если есть расхождения, пусть он с удовольствием ждет нас в гости.

Никакой установки на увеличение проверок нет. Более того, пятый год подряд их число снижается. Но возрастает эффективность — увеличивается размер начислений на одну проверку. Это говорит о том, что мы идем прицельно. Мы заранее начинаем разрабатывать предприятие: привлекаем коллег из правоохранительных органов, мониторим данные по куплям-продажам в интернете. Идет всесторонний анализ деятельности предприятия. Когда мы приходим на проверку, то уже знаем, сколько найдем.

Но я хотел бы подчеркнуть, что даже если у нас возникают претензии к предприятиям, мы не ставим задачу их закрытия. Нельзя допустить резкого сокращения их числа. Поэтому мы лояльно относимся к просьбам компаний о рассрочке при погашении задолженности или по доначисленным суммам. Нет цели потопить предприятия. Отрубишь голову курице, несущей золотые яйца, — и завтра ни курицы, ни яиц не будет.

— Наращивало ли ваше управление объем судебных претензий в 2015 году?

— У нас существует институт досудебного урегулирования. Если предприниматель недоволен результатами проверки, он может сначала обратиться в УФНС с жалобой на инспекцию. Число таких жалоб снизилось. Также по сравнению с предыдущим годом сократились количество судебных споров и суммы требований. Если в 2014 году сумма, опротестованная налогоплательщиками, составила 2,5 млрд, то в 2015-м — 2 млрд. Число споров снизилось с 2,7 тыс. до 1,7 тыс. — на 36%. При этом мы повышаем эффективность своей претензионной работы. Если в 2014 году мы выиграли в судах 77% дел, то в 2015-м — 83%. По нашим оценкам, таким образом мы смогли пополнить бюджет еще на 250 млн рублей. И какой смысл судиться с нами?

— Какие судебные процессы в 2015 году были для вас знаковыми?

— Я бы назвал два процесса, которые имели скорее стратегическое значение. Первый — мы выиграли во всех инстанциях у ООО "Елочка", которому принадлежит ТЦ "Европа" в Барнауле. Это принципиально — такой схемой ухода от налогов пользуются очень многие. Второй важный суд мы выиграли у бийской компании "Стройматериалсервис", речь шла о 50 млн рублей. Товарищ использовал схему, при которой он был учредителем и руководителем в трех фирмах, работающих на спецрежимах. Он по счетам своих юрлиц гонял деньги, уходя от уплаты налогов. Мы выиграли в трех инстанциях. Сейчас ответчик обратился в Верховный суд.

Ждет много нового

— Какие ключевые налоговые новшества ожидают жителей края в текущем и следующем годах из известных сегодня?

— Я могу назвать несколько ключевых изменений. Первое — с 2016 года вводится новая отчетность по НДФЛ для работодателей. Они должны будут предоставлять сведения о начисленных и удержанных суммах НДФЛ по форме 6-НДФЛ. При этом подача данных по форме 2-НДФЛ также не отменяется. Изменение вводится с целью повышения собираемости налога, а также более оперативного выявления и пресечения нарушений закона. Работодатель рискует получить штрафы, если не предоставит сведения в срок или данные окажутся неточными.

С этого года вступили в силу изменения в краевой закон о патентной системе налогообложения — расширен перечень видов деятельности, заниматься которыми можно на патенте, а для ряда из них уменьшен размер налога.

Кроме того, налоговая служба получила право штрафовать предприятия и физлиц, в том числе ИП, в случае если они сами не подают заявления о банкротстве. За повторные нарушения мы будем вправе дисквалифицировать должностных лиц.

Просматривается и ряд других законодательных перспектив. Так, 29 января в первом чтении был рассмотрен законопроект, предусматривающий поэтапный переход на применение контрольно-кассовой техники (ККТ), передающей информацию о расчетах налоговым органам в электронном виде. Это позволит обеспечить представление информации обо всех расчетах наличными или картами в режиме онлайн.

Валерий Тарада.
Олег Богданов

Дальнобойщики дают 15% транспортного налога

— Обсуждается возможность отмены транспортного налога для дальнобойщиков. Как потенциально это может сказаться на поступлениях в Алтайском крае?

— Были разработаны критерии для большегрузов: это грузовые автомобили массой свыше 12 тонн, имеющие двигатели мощностью более 200 лошадиных сил. В Алтайском крае машин тяжелее 12 тонн 19 тыс. Но тех, что имеют больше 200 "лошадей", только 13 тыс. В 2015 году они обеспечили поступление 238 млн рублей. В целом транспортный налог в Алтайском крае составляет порядка 1,7 млрд рублей. Но размер выпадающих доходов мы пока не считаем, такой задачи перед нами никто не ставил. Правительство не поддержало идею отмены транспортного налога.

Специальный вопрос

— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Как это нужно делать? Какой поступок вы бы назвали гражданским?

— В моем понимании это поступок, совершенный без личной выгоды, по зову сердца, который позволяет человеку почувствовать себя не просто винтиком в государственной машине, но соучастником процессов и перемен в своей стране. Один из типичных примеров гражданского поступка — вступление в народную дружину. Во времена, когда я был студентом, это было обычным делом: создавались отряды, молодые люди вступали в них с удовольствием, патрулировали улицы.

Сегодня при участии студенческих организаций в Барнауле возрождается это движение. В нынешнем обществе высок уровень безразличия к тому, что происходит в стране, к чужим проблемам. А ведь неравнодушие и соучастие всегда отличали русского человека. Работа в составе народной дружины дает возможность удовлетворить эти порывы, почувствовать свой вклад в благополучие и безопасность страны, города, района.

Валерий Тарада.
Олег Богданов

О чем еще рассказал собеседник

О закрытой информации о проверках

— Наша контрольная работа — это в том числе те самые нелюбимые всеми проверки. Некоторые налогоплательщики в свое время обрадовались правовому акту, который предписывал всем контролирующим органам заранее публиковать планы проверок, согласовывая их с прокуратурой. Нам стали задавать вопросы, когда на сайте появится план проверок. ФНС сделала запрос в генеральную прокуратуру с просьбой прокомментировать этот документ. В ответе было четко сказано, что правовой акт распространяется на все контролирующие органы, за исключением налоговой службы. Это закрытая информация, когда и куда мы идем с проверкой.

О новом налоге на имущество

— С 1 января в Алтайском крае стал по-новому взиматься налог на имущество с владельцев крупных торговых и офисных центров — исходя из их кадастровой стоимости. Мы — исполнители. Сам же вопрос находится в компетенции краевых властей, утвердивших перечень налогоплательщиков, которых касается новый порядок. Кадастровая оценка должна проводиться раз в пять в лет. В Алтайском крае она была проведена. Все было сделано прозрачно, результаты оценки опубликованы. Перед введением нового порядка уплаты налога в крае была создана межведомственная комиссия, в работе которой участвовали и представители бизнеса. И я считаю, что в нашем регионе очень грамотно, аккуратно и законно подошли в решению вопроса. Ожидаемые поступления — около 50 млн рублей.

Досье

Валерий Тарада.
Олег Богданов
Валерий Викторович Тарада родился в 1957 году в Рубцовске. У Валерия Тарады два высших образования (по специальностям "юрист" и "инженер-механик"). Трудовую деятельность начинал в Барнауле старшим инженером "Сельхозтехники". В 1985–1992 годах был главным инженером, а затем начальником автоколонны № 1238 в Бийске. В 1992–1995 годах — гендиректор компании "Бийск-Автоком". С 1996 по 1998 год — первый замглавы администрации Бийска. В налоговых органах работает с октября 1998 года. В 2005 году Тарада возглавил Межрайонную ИФНС России № 1 по Алтайскому краю. С 7 сентября 2010 года — руководитель регионального управления. Кандидат исторических наук.

Цифра

Более 45 млрд рублей налогов поступило в казну Алтайского края в 2015 году.