март 1, 2016
Эта весна для алтайских продавцов шуб будет нервной. К 1 апреля они должны поставить на каждое изделие из меха особые чипы: контроль за оборотом шуб ужесточат в рамках пилотного проекта по всей стране. Но информация об этом появилась в алтайской налоговой службе только в середине февраля. А механизм реализации проекта до сих пор до конца непонятен ни местным чиновникам, ни бизнесу. Участники рынка уверены, что это приведет к подорожанию продукцию в 1,5-2 раза, сокращению точек продаж и даже дефициту норковых шуб.
Шубы.
открытые источники в Интернете
С 1 апреля 2016 года предметы одежды и другие изделия из натурального меха в России должны получить особые электронные знаки. Такое "чипирование" может помочь отслеживать движение товаров от зарубежных и российских производителей до прилавка, бороться с контрафактом и контрабандой. Положение о маркировке принял Евразийский экономический союз 8 сентября 2015 года. Кроме России в соглашении участвуют Армения, Белоруссия, Казахстан и Кыргызстан.
Для всех стран это пилотный проект. Его официальная цель — обеспечить законный оборот товаров. По информации "Российской газеты", уже в 2017 году инициативу могут распространить и на другую одежду, а также на обувь. "Пробу пера" решили провести на шубах, так как именно в этой товарной группе наиболее высок процент нелегальной перевозки (см. "Цифры").
Сегодня на таможне досматривается не каждая партия товара, а только та, где сработал какой-то профиль риска. По остальным партиям нарушения выявляют уже на внутреннем рынке другие структуры. Это сделано в интересах бизнеса, чтобы ускорить процесс прохождения таможни. Недобросовестных участников рынка становится меньше, но они есть. Контрафакт провозят по-разному: например, заявляют один бренд, а провозят другой. Также практикуют недостоверное декларирование: заявляют, условно, 200 штук, а провозят 400 (соответственно, таможенную пошлину уплачивают за 200). Чипирование исключит и контрафакт, и серый импорт.
Алина Шмидт считает, что теоретически маркировка меховых изделий может ускорить и упростить прохождение таможни. Предполагается, что в чипах будет вся информация об изделии: производитель, состав и т.д. Поэтому при перевозке маркированного товара не нужно будет отдельно проверять его документы и проводить досмотр. Достаточно будет пройтись сканнером.
Главная проблема, как это часто бывает в России, в том, что проект "сырой", не до конца проработан и реализуется в авральном режиме.
Процедуру маркировки курирует Федеральная налоговая служба (ФНС). Алтайские продавцы шуб рассказали altapress.ru, что в середине февраля обращались в региональное управление ведомства, но не получили никаких сведений о нововведении. Как признали сотрудники службы, они и сами стали получать информацию от вышестоящих инстанций недавно.
Пока факты неутешительны: в магазинах придется поднять документы на нынешний меховой ассортимент, а они у многих отсутствуют. Также предпринимателям предстоит пройти непростую процедуру регистрации в ряде интернет-систем. То есть путь к маркировке непрост — особенно для продавцов, привыкших к торговле в базарном духе. А их на алтайском шубном рынке немало.
Сначала алтайским продавцам нужно сделать опись своих товаров на портале автоматической идентификации "Юнискан". Чтобы получить доступ к личному кабинету на портале, нужно отправить заявление на указанный электронный адрес, а оригинал заявления послать с курьером в Москву. В течение двух дней в ответ придет письмо с логином и паролем. После этого в системе нужно будет провести описание своих товаров и сделать заявку на электронные знаки. Их заказывают в унитарном предприятии "Гознак" в Москве. Вшивной стоит 15 рублей, навесной — 22 рубля. Компании смогут получить свои знаки в течение пяти дней после оплаты.
После описи продавцы меховых изделий должны зарегистрироваться в системе "Маркировка", чей оператор — ФНС. Для работы в системе потребуется электронная цифровая подпись. Сдать данные о чипированном товаре в систему обязуют до 20 апреля 2016 года.
Остаются неизвестными два момента: кто и как будет маркировать импортные шубы в дальнейшем (розница или другие организации) и как накажут продавцов изделий без чипов. Но известно, что изделия без маркировки можно будет изъять.
Пока ФНС не опубликовала документы, регламентирующие проверки этой категории налогоплательщиков, но в ближайшее время информация обязательно появится. Советую предпринимателям изучить на сайте www.nalog.ru раздел "Система маркировки изделий из натурального меха". Все документы по мере принятия будут оперативно публиковаться там.
Несмотря на неопределенность наказания, алтайская шубная розница настроена пессимистично. Опасениям способствуют пробелы в информации о проекте маркировки, а также то, что 90% шуб в регионе — из Китая. Большую их часть провозят в Россию по серым и черным схемам. Это позволяет экономить на таможенных пошлинах и сильно удешевляет товар для покупателя. Поэтому продавцы опасаются не только расходов на элекронные знаки и оборудование, необходимое для их считывания, но и самой легализации перевозок.
По информации транспортных фирм, из-за нововведений нам придется платить в девять раз больше за доставку. Таможню-то проходим не мы, а транспортные компании. А как они ее проходят, нам не интересно. Но теперь им придется проходить ее по-другому.
В итоге маркировка шуб приведет к их удорожанию и, как следствие, закрытию многих магазинов. Кризис за последний год уже обрушил спрос на меховые изделия в крае в несколько раз. При том, что в цене шубы выросли несущественно. Причина в снижении оптовых цен из-за перехода Китая на продукцию своих зверофермы.
Директор барнаульского магазина верхней одежды "Сезон" Наталья Легалова уже закрыла две точки из трех. И планирует вывозить шубы из третьей, оставляя только пальто и пуховики. Чипированием она заниматься не собирается.
"Раньше шубы нам привозили китайцы. Мы рассчитывались с ними долларами: по $25 за 1 кг. Длинная шуба весила, например, 3 кг. И вот мы платили 70-80 долларов за перевозку одной шубы, — анонимно рассказала altapress.ru руководитель другого магазина верхней одежды. — В последнее время из-за падения курса рубля продавать и так уже стало невыгодно, мы реализуем товар по цене ниже себестоимости. А теперь все решили легализировать... Хотя бы с остатками не “кидали” людей. В остатках по 200 штук — и куда их теперь? Хоть ИП закрывай. В общем, сибиряки останутся без норковых шуб".
По словам Евгения Канакова, оставшимся участникам рынка не останется ничего другого, кроме как поднять цены. Он предполагает, что повышение составит до 50%. "Ту шубу, которую сегодня продают за 65 тыс. рублей, можно будет взять уже не дешевле, чем за 100 тыс.", - говорит другой участник рынка. А учитывая, что соседний Казахстан также участвует в проекте маркировки, дешевых шуб для жителей края не останется и там.
По словам участников отрасли, российский рынок меховых изделий не первый год держится на контрабанде. Но раньше госорганы это не слишком беспокоило. Однако сегодня ситуация изменилась: в условиях кризиса государству важны все источники доходов. Теперь ему надо знать точно — кто, сколько, по какой цене продал и сколько налогов и сборов должен. Поэтому в ближайшие годы контроль в этой сфере будет только усиливаться.
Перечень товаров для чипирования: предметы одежды из норки, нутрии, песца, лисицы, кролика, зайца, енота, овчины и других видов меха.
По статистике Союзлегпрома, контрабандой в Россию ввозят примерно: