март 2, 2016
Переход школ Алтайского края на 5-дневную учебную неделю приведет к уменьшению заработной платы педагогических работников и переносу времени начала занятий второй смены на более позднее время. Но плюсов в такой организации обучения не меньше. О них в краевом управлении образования и молодежной политики рассказали на заседании президиума Алтайского краевого совета родительской общественности.
В школе.
Анна Зайкова
Напомним, результаты проведенного ведомством опроса показали, что 96% родителей введение 5-дневной учебной недели. Большинство школ Алтайского края могут перейти на такую организацию учебного процесса уже в 2017 году. Рекомендацию рассмотреть этот вопрос директорам уже в скором времени даст Главное управление образования и молодежной политики. Но окончательное решение об этом каждая общеобразовательная организация примет самостоятельно.
В каждом классе в школах рекомендуется провести родительские собрания, на которых администрация должна ознакомить родителей со всеми изменениями в учебном плане и расписании работы при переходе на 5-дневный режим обучения. Далее данный вопрос следует рассмотреть на заседании коллегиального органа управления и зафиксировать решение в протоколе.
Для того, чтобы решение было наиболее взвешенным, родителям рассказали о плюсах и минусах такого обучения. К преимуществам пятидневки в управлении относят уменьшение недельной нагрузки обучающихся на 3 часа. Два выходных дня, благодаря чему ребенок больше времени проводит с родителями, возрастает приоритет семьи, у ребенка и педагогов появляется больше времени на отдых и более качественную подготовку к новой учебной неделе.
При пятидневной учебной неделе возможно проведение массовых мероприятий, организация экскурсий, походов в субботние дни без отмены занятий в течение учебной недели.
Но при реализации учебного плана по 5-дневной учебной неделе максимально допустимая недельная нагрузка в 4 классе составляет 23 часа, при реализации программ "Школа России" и "Гармония" количество часов необходимых для изучения учебных предметов обязательной части составляет 24 часа и превышает максимально допустимую нагрузку. Уменьшение количества часов возможно только при реализации авторских программ, рассчитанных на меньшее количество часов. В управлении отмечают, что сейчас подготовлена программа по литературному чтению рассчитанная не на 4, а на 3 часа, после ее издания при реализации УМК "Школа России" достаточно будет 23 часов в неделю.
"Наиболее целесообразно организовать 5-дневную рабочую неделю для обучающихся начальных классов; сельских малочисленных и малокомплектных школ; школ, осуществляющих подвоз обучающихся; отдельных классов для детей с ослабленным здоровьем", - говорится в докладе управления.
К минусам в ведомстве относят увеличение количества уроков в день: начиная с 7 класса школьникам придется несколько раз в неделю сидеть по 7 уроков. Из-за этого начало второй смены будет переноситься на более позднее время. Например, при 7 уроках время окончания занятий первой смены – 13.40 Вторая смена в соответствии с нормами СанПиН должна начинаться не ранее 14.10 время окончания занятий второй смены – около 19.00.
Кроме того, школы с углубленным изучением отдельных предметов, лицеи и гимназии лишаются возможности в полной мере реализовать углубленное, профильное обучение.
Учителя при такой системе будут получать меньше. Особенно это коснется учителей начальных классов и отдельных учителей русского языка, математики, физики, обществознания.
В этом году в регионе количество обучающихся по 5-дневной учебной неделе увеличилось на 2,8% по отношению к 2014-2015 учебному году. Сейчас, например, Завьяловском и Панкрушихинском учебный процесс организован именно таким образом.