март 18, 2016
Наша встреча с председателем Союза пчеловодов и переработчиков Алтайского края Сергеем Тастаном состоялась накануне его поездки в Китай на международную профильную выставку. Там Тастан планировал не только представить образцы алтайской продукции, но и пообщаться с производителями одного из самых известных сортов меда манука. Его цена составляет до 16 тыс. рублей за килограмм. Сергей Тастан считает, что алтайский мед может стоить не дешевле, что сделает пчеловодство более доходным бизнесом. О том, как этого добиться, собеседник рассказал в интервью altapress.ru.
Сергей Тастан.
Анна Зайкова
— Если говорить комплексно и обо всем Алтайском крае — нет. Но о нескольких пчеловодческих хозяйствах региона можно сказать, что они являются лучшими в России и сейчас доводятся до уровня ведущей мировой практики.
Во-первых, в этих хозяйствах получают только качественную продукцию пчеловодства. Во-вторых, труд там максимально механизирован — оборудование привезено из США, Канады и Европы. Благодаря этому труд пчеловода облегчен и сделан рентабельным. Например, один пчеловод, привлекая на сезонные работы два-три человека, сейчас может обслуживать до 1 тыс. пчелосемей. Раньше это было нереально. В данное время пчеловодство — это бизнес. Хороший бизнес.
— В Алтайском крае не удалось защитить региональный бренд "Алтайский мед", особые свойства которого определяются исключительно характерными для данного географического объекта природными условиями или людскими факторами.
Все остальное на региональном уровне сделано. Понимаете, как субъект Российской Федерации мы не можем перешагнуть через федеральные нормативные правовые акты. А еще необходим регламент Таможенного союза, доработка ГОСТов и принятие ряда международных документов. Проект отраслевого регламента нами подготовлен, но еще не принят Таможенным союзом.
— Закон Алтайского края о пчеловодстве признан лучшим не только на территории России, но и в СНГ. Многие страны сейчас берут его за основу.
— Конечно. В нем, например, предусмотрен план размещения пасек. Если ранее их размещали по принципу "кто где хотел", то сейчас на карте четко разнесены все кочевые и стационарные пасеки. И пчеловод благодаря этим планам знает, куда в течение сезона он точно поедет. При этом если фермеры раньше требовали с пчеловода по фляге меда с "точки", где он размещает свои ульи, то сейчас уже фермеры платят или создают нектарный конвейер пчелам. В Алтайском крае уже реальная конкуренция между фермерами за пчеловода.
Кроме того, мы проводили научные эксперименты в районах края и убедились, что присутствие пчелосемей значительно повышает урожайность у аграриев. И пчела возрождает дикорастущие культуры на сенокосах, естественных пастбищах и лесных ресурсах.
И что самое главное. Сегодня в крае примерно 500 тыс. пчелосемей. Но региону нужно минимум 5 млн пчелосемей. Если мы разовьем пчеловодство до этой нормы, то мы возродим нашу фауну. Там, где есть пчела, все возрождается. Во-вторых, мы существенно повысим урожайность сельхозкультур, в три-четыре раза. Это уже мультипликативный эффект вложения каждого рубля в пчеловодство. При этом Алтайский край сможет обеспечить той же гречихой весь мир.
— В мире есть самый известный и раскрученный вид меда — это манука. Его производят в Новой Зеландии. Килограмм мануки стоит 16 тыс. рублей в пересчете на российскую валюту. Так наша задача, чтобы при слове "Алтай" наш мед был равноценен мануке. И по цене, и по степени известности, эксклюзивности.
Я когда выезжаю на международные конференции и ярмарки, всегда беру с собой образцы нашего меда. И, встречаясь с экспертами, всегда получаю очень высокую оценку алтайского меда. При этом на образцах зачастую специально не указано, что это мед именно из Алтайского края.
Что касается восприятия потребителей, то бренд "Алтайский мед", скажем так, несколько размыт. Потому что на сегодняшний день он законно не зарегистрирован. Есть Гражданский кодекс РФ, там ясно написано, что такое наименование места происхождения товара (НМПТ). И черным по белому указано, что НМПТ регистрируется согласно природным свойствам.
— Безусловно. Фальсификатчиков очень много. И я прямо их так называю. Под видом алтайского меда они могут продавать в городах России и мира все что угодно. И многие люди уже забыли, что такое вкус настоящего меда из нашего региона.
В 2014 году в крае действовало более 30 предприятий, перерабатывающих мед и пчелопродукты. Большая часть из них занимается фасовкой меда для оптовой и розничной реализации, другие используют мед и продукцию пчеловодства (пыльцу, пергу, прополис, маточное молочко, гомогенат трутневого расплода и другое) для производства многокомпонентных композиций, биологически активных добавок (БАД) и пищевой продукции направленного оздоровительного действия. Сегодня в крае работают 14 таких предприятий. Общий ассортимент вырабатываемой продукции включает более 300 наименований, объем перерабатываемого меда достигает 3,5 тыс. тонн. В 2014 году разработано и запущено в производство более 40 новых продуктов на основе сырья пчеловодства.
— Нет. Более того, как сообщали СМИ, этот кооператив даже предпринимал попытку выдать право на алтайский мед соседним регионам. Что категорически запрещено. А еще право на алтайский мед едва не ушло в Китай. Мы своевременно пресекли эту сделку.
Что касается контроля над продавцами. Мы предлагали руководству кооператива "Алтай — медовый край" обратить внимание на тех переработчиков, которые поставляют свою продукцию под видом алтайского меда в торговые сети края. Но этого не происходит. По какой причине — нам известно, ведь методика, по которой они зарегистрировали наименование места происхождения товара, это химический состав, что и нужно фальсификатчикам.
Ведь сегодня фальсификатчики в России имеют настолько современные технологии, что способны изготовить любой химический состав. И потом выдавать этот "продукт" за алтайский мед. Хотя во всем мире определение НМПТ проводится только по пыльцевым зернам! Потому что их невозможность подделать. Это как у человека отпечатки пальцев — все строго индивидуально.
При этом мы считаем, что брендом должен владеть не Тастан, Богуславский или кто-то еще. Владельцем должен быть орган исполнительной власти. По примеру бренда "Золотой Алтай". Бренд — это достояние жителей всего Алтайского края, а не какой-то коммерческой фирмы или общественной организации.
Мы сейчас ведем научную работу по оценке биохимического состава алтайского меда. И когда мы раскроем весь его потенциал, сравняемся с медом манука. Такую задачу мы себе поставили дополнительно к анализу по пыльцевым зернам.
— Согласно установленной процедуре мы не имеем права обратиться в Роспатент без ходатайства субъекта Российской Федерации. Такое ходатайство нам не дали. Но его дали кооперативу "Алтай — медовый край".
— Мы подавали заявление первыми, но нам официально отказали. И тут же выдали разрешение на ту же площадку возле театра драмы Богуславскому. На той площадке с пчеловодов теперь в день собирают до 3 тыс. рублей. Хотя экономика там такова, что за место нужно брать максимум 600 рублей.
Мы же сами сейчас больше работаем в других регионах и на экспорт. У ассоциации комплексный подход. У нас задача не просто торговать. У нас задача развития: племенная деятельность, поставка маток, оборудования, инвентаря, промышленные технологии и т. д. И, конечно, раскрутка и защита бренда "Алтайский мед".
— Это "Алтайский пчелоцентр", "Медовик Алтая", "Мед Алтая". Есть крупные компании, которые занимаются не только пчелопродуктами. Например, "Алтайский букет", "Алтай-Старовер". Требования к технологиям и оборудованию там очень высокие.
— Конечно. Первый настоящий кооператив работает в Змеиногорском районе. Моя задача — помочь пчеловодам в правильном оформлении документов при регистрации. Скоро кооператив будет в Калманском районе. Идет подготовка и в других районах. Затем можно будет регистрировать уже краевой кооператив. И главная его функция — совсем не торговая. У нас пчеловоды-промышленники, которые содержат свыше 1 тыс. пчелосемей и производят большие объемы меда. Им нужно обновлять оборудование и инвентарь, осваивать новые технологии. В этом кооперативы и будут оказывать услуги пчеловодам, независимо от форм собственности и количества пчелосемей, в расчет на пчелопродукцию.
— Самое первое — это патриотизм. Я сам родился в селе Курья, очень люблю родной край. И мечтаю оставить здесь след. Чтобы потом о тебе помнили. Работа над законом о пчеловодстве — первый такой маленький штрих. Когда мы возродим полноценное пчеловодство, мы создадим условия для самообеспечения и самодостаточности жизни на селе, тем же пчеловодам. Тогда моя задача в этом плане будет выполнена.
— Правила содержания пчелосемей были утверждены еще в 1978 году. Они полностью не соответствовали реальности еще на день принятия. В них не была принята во внимание биология пчелы — как она развивается, какая у нее кормовая база. Сколько нужно пчелосемей на один гектар сельхозкультур и т. д., не было прописано. При каких технологиях можно получить качественный продукт пчеловодства.
— Именно в Алтайском крае мы инициировали создание Национальной ассоциации пчеловодов и переработчиков продукции пчеловодства. Я являюсь председателем ее правления. Ассоциация была создана для того, чтобы решать рабочие вопросы на федеральном уровне. Потому что на региональном уровне, повторюсь, мы сделали все, что было возможно. Теперь с созданием национальной ассоциации у нас есть площадка на федеральном уровне.
Сергей Тастан женат, у него есть дочери и сын.
Для сбора килограмма меда требуется 4500 вылетов пчел.