На Алтае правоохранительные органы расследуют случаи "липовой" диспансеризации

март 21, 2016

В начале марта прокуратура Москвы огласила результаты проверки, согласно которым большинство столичных учреждений здравоохранения искажают отчетные документы, внося в них сведения о неоказанных услугах. Большая часть этих сведений касается мнимого прохождения диспансеризации. Мы опросили трех докторов края. И они заявили: на Алтае это тоже имеет место. На условиях анонимности они рассказали, как это происходит и почему.

Диспансеризация - добровольное обследование
Михаил Хаустов

И галочка поставлена

Каждой Центральной районной больнице, каждой поликлинике из крайздрава спускается план: сколько пациентов должны пройти диспансеризацию. План этот вовсе не секретный и, как считает один из респондентов, в принципе исполнимый (хотя и с оговорками, о которых ниже). Зависит он от количества прикрепленных к медучреждению жителей и их возраста. К примеру, для Косихинской ЦРБ план на 2015 год составил 3,5 тыс. взрослых, для Алейской — 8,2 тыс. и т. д.

Затем план доводят до участковых терапевтов. А те уже принимают пациентов или же, чтобы довести показатели до плановых, "гонят макулатуру" - так называют приписки на их сленге. Наши собеседники утверждают: при желании оформить диспансеризацию без ее прохождения пациентом несложно.

"Один мужик уехал в Барнаул, а карточка осталась в нашей ЦРБ. Смотрят — возраст подходящий. Взяли из нее сведения, заполнили карту, будто бы он прошел диспансеризацию. Бланков "анализ мочи", "анализ крови" в больнице много. Заполнить их и вклеить в карточку не проблема. Одна врач у нас "работает" даже во время отпуска - приходит в регистратуру с сумкой, набирает карточек, сидит дома и заполняет", - раскрывает нам "тайны профессии" собеседник №1.

"Нередко пациенты хранят карточку дома, хотя она является собственностью больницы. В ЦРБ не акцентируют на этом внимание, заводят "левую" карточку — никто же не запрещает завести дубликат, и вносят в нее сведения, затем уже заполняют диспансерную карту", — говорит собеседник №2. Кто-то приходит в больницу получить справку, сдает анализы, все это, естественно, вписывается в карту, а затем, как того требует технология, переносится в другую карту — диспансерную, из которой сведения уже вбивают в компьютер и передают, куда нужно. И галочка поставлена.

Спасли сотни

Всеобщую диспансеризацию в стране запустили в 2013 году — если не знаете, имейте в виду: для граждан она бесплатная. Деньги на это выделили немалые: в 2015 году 80 млрд. рублей на всю России. В крае на диспансеризацию и профилактические осмотры в 2014 году направили 869 млн. рублей, прошли ее в том году почти 880 тыс. детей и взрослых (по крайней мере, по документам). Примерно такую же сумму планировалось направить и в 2015 году.

Запустили эту программу, как считает один из респондентов, из абсолютно правильных целей. Чтобы выявить медицинские проблемы человека и факторы риска, а потом растолковать ему, что делать дальше, какой образ жизни вести, какое обследование пройти. И ее никак нельзя проводить для галочки, уверен он.

"Много лет диспансерными осмотрами не занимались, и когда началась тотальная диспансеризация, стали выявлять много онкозаболеваний, причем в тех стадиях, когда излечение возможно. В крае уже спасли сотни жизней, выявив онкопатологию в ранней стадии. Поэтому на все гримасы диспансеризации организаторы здравоохранения, в общем, закрывали глаза", — объясняет собеседник №3.

Впрочем, закрывали глаза не во всех регионах. Совершая подлог, больницы незаконно получали за каждого пациента примерно по 1 тыс. рублей. 100 приписок - и плюс к бюджету 100 тыс. А пациент при этом не получал консультацию врача, которая, быть может, могла бы его спасти. Мы нашли сведения об уголовных делах в 20 регионах, часть уже завершились обвинительным приговором для терапевтов или главврачей (наказание, как правило, было не строгое — штраф). Масштабы приписок разные: где-то речь шла о нескольких случаях, где о сотне. В Мурманске, где дело о фиктивной диспансеризации только начали расследовать в конце прошлого года, поликлинику подозревают в незаконном получении 10 млн рублей.

Алтайское дело

А в мае 2015 года два алтайских Интернет-СМИ опубликовали статьи, из которых следовало: в Алейской ЦРБ большая часть людей, по отчетам прошедших диспансеризацию, на самом деле ее не прошла. Правоохранительные органы изначально предполагали, что ЦРБ получила за фиктивную диспансеризацию несколько миллионов рублей.

"Такая ситуация с диспансеризацией повсеместно", "Вот вы ходите по платным врачам и совсем забыли про государственные поликлиники и больницы, поэтому докторам приходится заниматься приписками", — вот малая часть отзывов на ресурсе www.amic.ru. Сотрудник ресурса сообщил нам, что комментариев от каких-либо ведомств на эту публикацию к ним не поступало.

Тогда же по этим фактам возбудили уголовное дело. Нам стала известна судьба этого дела: как сообщили в краевом СУСКе, 27 февраля 2016 года оно прекращено. В ходе проверки на допросах терапевт подробно объяснила, как было организовано выполнение плана (здесь мы пользуемся материалами дела, которые есть в распоряжении редакции). Часть пациентов были реальными — они приходили в медучреждение, и, если подходили по возрасту, им предлагали пройти всех врачей.

Но не стала скрывать терапевт и другие подходы к делу. Например, она брала карты больных, лечившихся в стационаре и сдававших анализы, и переносила из них сведения в диспансерную карту. Это ж не запрещено, сказал на допросе другой сотрудник больницы. Или другой пример: в регистратуре выбирали амбулаторные карты людей, подходивших по возрасту, передавали их терапевту — та переносила сведения в диспансерную карту.

Надо ли объяснять, что при такой заочной диспансеризации с пациентом о состоянии его здоровья и факторах риска не беседовали? И все же умысел на мошенничество установлен не был, у руководства ЦРБ корыстной заинтересованности не выявили, дело закрыли. По данным altapress.ru, правоохранительные органы в прошлом году провели проверку примерно в десяти муниципалитетах края и имеют основания подозревать: в тамошних ЦРБ и поликлиниках тоже имеют место приписки. По их оценкам, они массовые - впрочем, сведения эти проверяются.

Электронные жалобы

 

Между тем, летом 2015 года ОНФ провел на эту тему опрос по всей России. 6,9% респондентов : когда они пришли на диспансеризацию, то выяснили - они ее уже прошли. Если эти данные репрезентативные (а мы не знаем, по какой методике проводился опрос), то, возможно, порядка 5 млрд рублей были потрачены на оплату приписок, а пяти миллионам россиян так и не объяснили, как им заниматься своим здоровьем дальше.

При этом Александр Саверский, президент Лиги пациентов России, член экспертного совета при правительстве РФ : приписки всегда составляли около 30% от всей медицинской помощи.

Но, видимо, на самом высоком уровне поняли: без пациентов эту беду решать не начнут. Росздравнадзор открыл обратной связи для тех, кто обнаружил приписки и хочет пожаловаться. Московский ТФОМС в сентябре 2015 года внедрил систему информирования граждан об оказанной им медпомощи через интернет и ввел возможность подачи электронной жалобы на неоказанную услугу. По данным на конец января 2016 года москвичи сообщили о более 39 тыс. случаев приписок (речь шла не только о диспансеризации). И в 90% жалобы подтвердились. В середине марта, как сообщил "Интерфакс", за приписки уволили двух главных врачей столичных медучреждений, жесткие кадровые решения пообещали применять и дальше.

Кстати, и жители края могут (рег22.рф), какие им были оказаны услуги. Правда, мои собеседники отнеслись к этому несколько скептически: они предполагают, что в них отражается не все.

Почему они это делают?

Еще один вопрос, который мы обсудили с собеседниками: почему врачи идут на приписки?

По большому счету, наплыва желающих ходить по больничным кабинетам и стоять в очередях, в общем-то, нет. Диспансеризация ведь у нас добровольная, а медучреждениям спускают план. И за его невыполнение главврача могут снять с должности. "Есть у нас главные врачи, которые изо всех сил пытались не врать. И их так "зюкали" за невыполнение плана - лохмотья летели в разные стороны", - говорит собеседник №3.

Сегодня, впрочем, за привлечение пациентов к этому делу многие больницы взялись всерьез: открыли кабинеты медицинской профилактики, которые этим, в том числе, занимаются. Но проблема несознательности граждан остается. Куда бы ей деться?

Собеседник №1 убежден, что на приписки врачей толкают доплаты, которые идут участковым терапевтам, медсестрам и специалистам. В крупных поликлиниках при большом числе пациентов это могут быть серьезные деньги.

А, может быть, работу врачей плохо контролируют? "Отчетов десятки, проверок сотни", — сокрушается собеседник №3. "Когда анкетирование проводят, спускают его на ЦРБ. Естественно, проведут, как надо", — полагает собеседник №2.

Документы.
СС0.

Заниженные тарифы

Но в действительности все еще сложнее. Как полагает один из опрошенных, делать приписки врачей вынуждают еще и низкие расценки за медицинскую помощь. Каждое действие врача оплачивается по тарифу, а они низкие. И тут уголовными делами проблему не решить. "Те тарифы, которые действуют в системе обязательного медицинского страхования, мизерные и не позволяют медучреждениям покрывать расходы на оказание медицинской помощи населению", - и директор Института развития общественного здравоохранения Юрий Крестинский.

Кроме того, во многих больницах не хватает участковых терапевтов, врачей узких специальностей. Попробуй выполни план, если на пять участков только три терапевта. Отчасти проблему решает "поезд здоровья" — группа автомобилей, оснащенных современным диагностическим оборудованием.

И все же ключевой момент, как говорит один из респондентов, - беседа пациента с терапевтом по итогам прохождения врачей. "Обследование проводится, чтобы человек сообразил, на каком уровне здоровья он находится. И это ему спокойно и на понятном языке должен растолковать терапевт. Так вот за эту главную составляющую денег в крае не платят — терапевт может делать это только за счет своего личного времени", — говорит он.

Фантастический шанс

Вообще же, проведение диспансеризации — серьезная организационная процедура, объясняет наш респондент. Например, перед началом тотальной диспансеризации в крае закупили много маммографов. Но в части районов края их все же нет. А женщины после 39 лет пройти маммографию обязаны. Стало быть, чтобы пройти процедуру, нужно доехать до другого медучреждения. Хорошо, если это 20 км. А если 90?

Где-то дело организовано хорошо: приехали, прошли процедуру и в тот же день вернулись, не стоя в очередях, — такие примеры есть. "А есть районы, скажем, Зональный, где помогают предприятия. Директор выделяет автобус, сажает туда женщин, они проходят в Бийске исследования и возвращаются, ни копейки не платят и больница ничего не теряет", — рассказывает собеседник №3. Но такое далеко не везде. "Главное, что я не слышал ни разу, чтобы на краевом уровне заявили: давайте подумаем, почему в таком-то районе идет отставание от плана, может, что-то надо изменить, переставить оборудование, чтобы людям было удобно", — размышляет он.

"Сегодня медицина получила фантастический шанс: таких денег в первичную медицинскую помощь не вкладывали последние лет 25", — знает собеседник №3. Честно говоря, будет очень обидно, если мы такой шанс не используем.

Altapress.ru направил запросы на получение комментариев в ТФОМС и Главное управление по здравоохранению и фармацевтической деятельности. Пока ответы на них не получены.

Справка

По данным Территориального фонда обязательного медицинского страхования Алтайского края, диспансеризация в 2015 году показала, что только 34 % осмотренных людей здоровы или имеют незначительный риск развития заболеваний. Основная же масса граждан — 66 % — отнесена врачами к 3-й группе здоровья, то есть они имеют различные заболевания, а также большое количество факторов риска их развития и нуждаются в дополнительном обследовании, постоянном наблюдении и лечении. С этой группой пациентов врачи начали соответствующую работу. На второй этап диспансеризации, то есть для прохождения углубленных исследований, было направлено 30 % всех осмотренных. В 2016 году диспансеризация населения продолжится. Ее смогут пройти жители края, которым исполняется 21, 24, 27, 30, 33 года и далее (возраст должен делиться на 3). Диспансеризация проводится в поликлинике по месту жительства (прикрепления).