март 29, 2016
В последние годы Минстрой России большое внимание уделяет передаче объектов коммунальной инфраструктуры в концессию. О том, как этот процесс происходит в Алтайском крае, altapress.ru рассказал Андрей Голубцов, замначальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
Андрей Голубцов.
doc22.ru
— С помощью механизма концессионных соглашений мы рассчитываем привлечь в отрасль инвестиции со стороны частного капитала. Главная цель, которую мы хотим достигнуть, — повысить качество услуг для населения. В частности, снизить число технологических нарушений в коммунальной сфере.
— Мировая практика показывает, что так оно и происходит. Вложивший свой капитал в сферу ЖКХ хозяйствующий субъект более внимательно относится к своей деятельности. Не случайно же наша страна от плановой экономики перестроилась на капиталистический путь развития. Это правило универсально, и для нашей сферы исключением не является.
— Официально концессионных соглашений в крае пока не зарегистрировано. Но работа в этом направлении идет. У нас есть сразу несколько потенциальных инвесторов. Так, у частных структур на сегодня есть интерес к коммунальной инфраструктуре в Рубцовске, Славгороде, Алейске, Камне-на-Оби, Благовещенском и Локтевском районах.
— Пока соглашения не подписаны, я не хотел бы их анонсировать и называть потенциальных партнеров. Однако скажу, что в ряде случаев речь идет о возможности строительства инфраструктуры практически заново. Так, для Камня-на-Оби потенциальный инвестор предлагает создание современных твердотопливных блочно-модульных котельных. Проект предусматривает полное замещение существующих теплогенерирующих мощностей города (39 котельных суммарной тепловой мощностью более 90 Гкал/час) и строительство восьми котельных (в том числе семи котельных малой мощности, которые будут включены в одну из зон централизации теплоснабжения).
— Пока прежде всего именно о нем.
— На сегодня инвесторов, кто бы заинтересовался этой сферой, пока нет.
— Как раз в силу специфики нашего региона, а именно существенном количестве сельских муниципальных образований (658 поселений и 59 муниципальных районов), в каждом из которых сложилась своя специфическая модель управления отраслью, "разбросанности" территории и количества поселений в составе муниципальных районов, концессионные соглашения в настоящее время не нашли широкого применения в крае.
Однако задачи привлекать инвесторов стоят для всех муниципальных образований Алтайского края. Мы создаем условия для частных инвесторов, чтобы им было интересно зайти на этот рынок и заниматься оказанием коммунальных услуг, но это не такой быстрый процесс.
— Мне сложно об этом говорить: окончательное решение все же остается именно за частным капиталом.
— Безусловно, такая вероятность есть.
— В конце 2014 года принята соответствующая дорожная карта. Согласно ей местные органы власти разрабатывают и утверждают программы комплексного развития коммунальной инфраструктуры, регистрируют права муниципальной собственности на имущество и актуализируют схемы тепло- и водоснабжения. Это главные задачи на сегодня.
Также внедрению механизма концессии и стабилизации экономического состояния предприятий ЖКХ в целом будет способствовать переход с 1 января текущего года на долгосрочное регулирование тарифов, которое позволит концессионерам, арендаторам и собственникам просчитывать результаты своей деятельности на перспективу.
— На сегодняшний день на территории края право собственности оформлено примерно на 40% объектов коммунальной инфраструктуры. Перед органами местного самоуправления стоит задача в кратчайшие сроки завершить эту работу.
— В отсутствии средств у местных бюджетов на эти цели. Муниципалитетам довольно тяжело изыскать средства, чтобы провести инвентаризацию имущества, получить техпаспорта и зарегистрировать права собственности. Это действительно проблема. Чтобы ее решить, они должны запланировать эти суммы в своих местных бюджетах. Также процесс тормозит недостаточное количество специалистов в муниципалитетах, кто должным образом обучен и может вести эту тему.
Но, повторюсь, под каждое муниципальное образование нужно найти инвестора. И мы этим занимаемся. Ищем, предлагаем разные варианты. Также совместно с муниципалитетами рассматриваем кандидатуры, которые предлагают себя в качестве концессионера. Люди такие есть. Но среди них не должно быть аферистов.
— Важнейшие критерии — наличие собственных финансовых средств для реализации проекта и специалистов, а также возможность поставки того или иного ресурса на территорию края — есть собственники разрезов, которым необходим рынок сбыта своей продукции. В любом случае договор будет заключаться по итогам конкурсных процедур.
— Концессионеру на длительный срок (10–25 лет) передается муниципальное имущество. В концессионном соглашении будет прописано, в каких объемах и во что именно должен вложиться инвестор, что и когда реконструировать, модернизировать и т.?д. По окончании срока действия соглашения все то, что приобрел для проекта инвестор, перейдет в муниципальную собственность. В этом главное отличие концессионного соглашения от договоров долгосрочной аренды, когда все новое оборудование или построенная на деньги инвестора инфраструктура остается в его собственности.
— За это в каждом договоре будет прописана ответственность. В каждом конкретном случае она будет разная, вплоть до разрыва соглашения.
— В каждом соглашении будет прописан график повышения тарифов на все время действия документа. Поэтому у частного капитала будет возможность просчитать перспективу своих вложений.
— В текущем году мы планируем обеспечить участие Алтайского края в новом проекте Фонда по получению финансовой поддержки из федерального бюджета на модернизацию объектов коммунальной инфраструктуры. Это совершенно новый механизм софинансирования, который позволит привлекать на реализацию проектов строительства, реконструкции, модернизации ЖКХ средства фонда — до 60% от всего объема инвестиций в проект.
— Почему именно сегодня? Мы всегда должны поступать в соответствии со своими убеждениями. И, наверное, неправильно разделять: вот этот мой поступок гражданский, а вот этот — нет. Вся жизнь должна быть гражданским поступком, а не отдельные действия. Ты всегда должен действовать на благо людей.
— На сегодня можно сказать, что он прошел без аварий и внештатных ситуаций, хотя технологические сбои в работе оборудования случались. Но их было меньше, чем в прошлые годы, и все они устранялись без нарушения нормативных сроков. Также в этом сезоне на 9% снизилось число поступающих к нам жалоб.
— По оперативным данным, общая задолженность муниципальных образований Алтайского края за поставленный уголь составляет 851 млн рублей. Из них за предыдущие отопительные сезоны — 687 млн (в том числе 507 млн перед компанией "Кузбассразрезуголь"). Однако динамика погашения задолженности положительная: год назад долг составлял более миллиарда. За текущий сезон сумма невыплаченных обязательств — 164 млн рублей. Для оказания финансовой помощи муниципалитетам и городским округам из краевого бюджета в 2015 году было выделено 540 млн рублей в виде субсидий. На 2016 год аналогичные субсидии предусмотрены на сумму 320 млн рублей.
— С момента запуска программы на общий счет поступило порядка 900 млн рублей, собираемость находится на уровне 80% — это самый высокий показатель по Сибирскому федеральному округу, который превышает среднюю собираемость по России.
На данный момент в рамках краткосрочного плана программы на 2015–2016 годы отремонтировано 119 домов, ремонт еще 105 завершится в текущем году. Жителям этих домов пришлось бы копить деньги в среднем 10–15 и более лет на уже проведенные в прошлом году работы. В данный момент на стадии утверждения находится краткосрочный план на 2016–2017 годы, в который предварительно включено 233 дома.
— Информация о том, что часть угля, поставляемого для нужд бюджетной сферы и ЖКХ в районы Алтайского края в районы края, не соответствует требованиям, не подтвердилась. Конкурсный поставщик топлива "Алтайкрайэнерго" проверял каждую партию, пробы брали прямо с вагонов. Все образцы соответствовали нормам. Жалоб на качество угля из муниципалитетов не поступало.
Андрей Николаевич Голубцов родился 12 августа 1969 года в Барнауле. В 1992 году окончил Алтайский государственный аграрный университет по специальности "механизация сельского хозяйства" (квалификация — инженер-механик). С ноября 1996-го по март 2001 года работал в должности главного инженера жилищно-коммунального управления Научного городка, затем еще два года — там же на посту начальника. С января 2003-го по май 2010 года возглавлял Научногородокскую сельскую администрацию Ленинского района Барнаула. В мае 2010 года был назначен на должность заместителя начальника Управления Алтайского края по ЖКХ. С января 2014 года назначен заместителем начальника Главстроя.
Женат, воспитывает троих детей.
Схема передачи в концессию имущества, принадлежащего муниципальному образованию на праве собственности, опубликована на сайте Главстроя сжд22.рф. В ней 11 шагов.