март 31, 2016
2 марта президент России подписал поправки к закону "Об основах туристской деятельности в РФ". Они вступят в силу с 1 января 2017 года и направлены на то, чтобы усилить ответственность участников туристского рынка. Напомним, что о необходимости изменений в законе заговорили после волны банкротств туроператоров в 2014 году. Вице-президент Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ) Наталья Гордеева рассказала, почему утвержденные поправки почти ничего не изменят для российских туристов.
Туризм.
kuhnmi(flickr.com), CC BY 2.0, part from origina.
Хотя поправки в закон обсуждались почти два года, итог в целом опять получился сырой и недоработанный. Он кардинально не решает имеющихся проблем на рынке, при этом самые спорные положения были все-таки пролоббированы и прошли. Наталья Гордеева.Например, пока сложно сказать, как будет работать на практике новое положение о персональной ответственности туроператора. Раньше в объединении "Турпомощь" все его члены перечисляли средства "в общий котел" на случай непредвиденных обстоятельств, которые бы потребовали экстренного возврата туристов из-за рубежа. Сейчас при фонде объединения образуют еще один — фонд персональной ответственности туроператора. То есть теперь каждый оператор будет самостоятельно формировать свой "запас" на случай форс-мажора. (до этого платить за проблемы одного приходилось всем). Нюанс тут в том, что у туроператоров есть возможность занизить показатели своих оборотов, чтобы меньше откладывать в свой фонд.
Но главная проблема остается в том, что понятие турпродукта в законе так и не было уточнено. То есть это по-прежнему касается только перевозки плюс наземное размещение за одну цену. Отдельные услуги по перевозке и по размещению, приобретенные даже у одного туроператора в разное время, таким образом, не считаются турпродуктом. А значит, по закону никак не страхуются. Между тем после массового банкротства операторов полтора года назад многие туристы не смогли вернуть уплаченные за путевки деньги именно потому, что покупали услуги по отдельности.
К дополнительной непрозрачности на рынке может привести и положение о работе турагентств по доверенности. Турагентство по сути отвечает за достоверность предоставленной туристу информации о турпродукте и своевременное перечисление средств туроператорам. Туроператор несет ответственность за оказание услуг по предоставлению турпродукта. С 2017 года турагенства будут должны работать только по доверенности, выданной туроператором. И таким образом, он будет нести перед туристом ответственность за действия агентства - включая, например, случаи, когда агентство смошенничает и не перечислит ему деньги.
Дело в том, что в связи с этим, скорее всего, большинство туроператоров начнет просить с турагентств депозиты, чтобы обезопасить себя при работе по такой доверенности. Например, каждый из операторов будет говорить: кладите мне на расчетный счет 100 тыс. рублей депозита (средняя стоимость зарубежного тура, это минимум, на самом деле) перед продажей путевки. У каждого турагента минимум пять постоянных партнеров-операторов. И вот каждому перед бронью надо будет давать по 100 тыс. Для пятерых это полмиллиона рублей, которые будут лежать мертвым грузом.
Маловероятно, что все агентства в связи с этим позакрываются. Но вполне возможно, будут создаваться некие "конгломераты": когда несколько фирм объединятся под одним брендом и будут передавать депозиты операторам через одно юрлицо. Это и может привести к непрозрачным схемам: в итоге будет непонятно, кто за что отвечает. Однако чем конкретно обернется такое нововведение, пока сказать сложно, конечно.
В законе также по-прежнему ничего нет про сайты-агрегаторы, где можно самостоятельно выбрать перелет и размещение. А ведь по сути они занимаются туроператорской деятельностью. Но их работа никак не регулируется. И значит, турист не защищен с этой стороны. При этом на реально работающих в правовом поле туроператоров нагрузка увеличится в разы. Значительно ужесточается ответственность за туроператорскую деятельность без фингарантий: штрафы выросли в десятки раз.
Также с 2018 года введут такие понятия, как электронная путевка и электронные кассы. Вроде бы это делается для того, чтобы сделать бизнес более прозрачным: чтобы как только турист платил за путевку, платеж бы видела налоговая. И турпродукт попадал бы в особый реестр. Но механизма работы такой схемы еще нет. Теоретически она может спасти туриста от покупки продукта у недобросовестного поставщика. Главное, чтобы конечный потребитель – турист – знал об обязательности именно такой схемы работы и требовал от турагентства данные сведения.
Много было разговоров о создании реестра турагентств. В итоге пока его сформировали на добровольной основе при "Турпомощи". Обработка документов, чтобы попасть в этот перечень, стоит 1 тыс. рублей. Это противоречит действующему законодательству и логике. Почему Ростуризм ведет реестр туроператоров на бесплатной основе, а турагентства должны передавать документы и сведения о себе фактически юрлицу – представителю туроператоров, и к тому же за деньги? И для туриста, в силу "добровольности" участия в созданном реестре, тоже не будет никакой пользы от его ведения в созданном в настоящее время виде.