Эксперты — о том, как не допустить деградации российской энергетики

апрель 13, 2016

Для энергокомпаний настали не лучшие времена. На рынке — значительный избыток мощностей, потребление падает, а государство не желает компенсировать выпадающие доходы. В таких условиях о модернизации отрасли не может быть и речи. О том, как вывести энергетику из сложного положения, говорили эксперты рынка на организованной "Ведомостями" конференции "Российская энергетика", на которой удалось побывать корреспонденту "СК".

Эксперты — о том, как не допустить деградации российской энергетики.
архив ООО "Сибирская генерирующая компания"

На сегодня в электроэнергетике страны до 20 гВт невостребованы. На рынке тепла аналогичная ситуация. При этом большая часть инфраструктуры находится в "предпенсионном возрасте". Это, а также постоянное увеличение издержек на фоне индексации тарифов всего в 4–7% (что заметно ниже инфляции) и чудовищный рост неплатежей вовсе не гарантируют энергокомпаниям даже безубыточности. И тех денег, которые получает энергетический комплекс, явно недостаточно для того, чтобы он работал хорошо и своевременно модернизировался.

Простого повышения тарифов для исправления положения явно недостаточно. Это показал пример Твери, где в последние несколько лет власти были вынуждены пойти на серьезное повышение тарифов, но это не решило накопившихся проблем с коммунальной отраслью. И бизнесу, и власти ясно: решения должны быть более глубокими и системными.

Новый метод

Уже несколько лет в правительстве рассматривают идею перехода на новую модель рынка тепла и ценообразование по принципу "альтернативной котельной". Что это и зачем оно нужно? Сейчас для ТЭЦ тариф на тепло значительно ниже, чем для котельных. Между тем ТЭЦ — более эффективный и перспективный генератор. Не случайно в Минэнерго делают ставку именно на него. Новый принцип дает возможность установить единый потолок цены для всех теплоисточников на уровне, при котором цена окупала бы строительство новой котельной, альтернативной централизованному теплоснабжению. Внутри этого тарифа производители смогут конкурировать между собой с возможностями его снижения. В Минэнерго уверены: новая модель позволит повысить качество и надежность теплоснабжения, а также обеспечить нужный приток инвестиций.

Сейчас предлагается внедрить новую модель только в пилотных регионах, которые будут назначены по согласованию с губернаторами.

Михаил Кузнецов,
гендиректор “Сибирской генерирующей компании” (“СГК”):

Мы в течение двух лет активно работали над реформой в надежде на то, что она станет решением системных проблем, которых в теплоснабжении очень много. Тот вариант, что сейчас обсуждается, как раз системные проблемы в теплоснабжении не решает, но тем не менее определенная отдача от него, конечно, будет.

По его словам, из-за возможного роста платежей власти большинства регионов не выскажут желания войти в число пилотов, но в ряде муниципалитетов, где техническое состояние систем теплоснабжения уже не внушает оптимизма, чиновникам придется соглашаться на тарифы "альтернативной котельной". По словам Кузнецова, в городах присутствия "СГК" инфраструктура еще не настолько "деградировала", однако компания присматривается к соседним. В частности, холдинг сделал предложение администрации Алтайского края ввести тариф "альтернативной котельной" для улучшения ситуации в теплоснабжении Рубцовска. "С нашей точки зрения, это единственный способ избежать масштабных проблем, — говорит Кузнецов. — Сегодня мы находимся в диалоге. Надеемся, что этот метод регулирования найдет свое применение и покажет свою эффективность".

Масштабные проблемы и деградация системы теплоснабжения неизбежны в условиях, когда последние несколько лет тариф на тепло растет ниже инфляции на 8–10%, считает гендиректор "СГК".

Михаил Кузнецов,
гендиректор “Сибирской генерирующей компании” (“СГК”):

У нас всегда был такой порядок: перед выборами повышение меньше инфляции, в остальное время — больше. Таким образом власти создавали долг, а потом наверстывали его. Теперь же этот цикл нарушен. Денег на поддержание систем теплоснабжения в должном техническом состоянии стало меньше. Боюсь, что к 2020 году результат таких решений нам придется обсуждать в живом и весьма прикладном ключе.

Вячеслав Кравченко, замминистра энергетики РФ, уточнил, что суть новой модели рынка тепла не повышение тарифов, а изменение взаимоотношений в отрасли. Кроме оптимизации существующих систем теплоснабжения и рыночной борьбы с излишками тепловой мощности (зачастую достаточно дорогими), такая модель, по словам замминистра, подразумевает минимизацию влияния власти на отрасль.

Вячеслав Кравченко,
замминистра энергетики РФ :

Воздействие на систему отношений в тепле зашкаливает, начиная от длительного и увлекательного процесса утверждения тарифа и инвестпрограмм и заканчивая подготовкой к зиме. Есть масса вариантов вмешаться, поставить правильного подрядчика и т. д. Поэтому наша задача — минимизировать влияние власти. Установили тариф, возложили ответственность за соблюдение норм — и все, не надо близко подходить.

В разработке метода участвует и федеральная антимонопольная служба. Позицию ведомства по этому вопросу высказал Виталий Королев, заместитель руководителя ФАС России. По его словам, "альтернативная котельная" возможна в конкретном субъекте только при согласии региональных властей и в том муниципалитете, где есть утвержденные должным образом схемы теплоснабжения и более 50% тепловой энергии производится на источниках комбинированной выработки.

Реальные стимулы

ФАС в 2015 году получила от федеральной службы по тарифам обязанность надзора в сфере энергетики и пока ищет новые подходы к непривычному для себя рынку. На конференции Виталий Королев поведал, в частности, о том, что ведомство намерено изменить в тарифном регулировании.

По его словам, власть готова устанавливать более долгосрочные, прозрачные и предсказуемые тарифы.

Виталий Королев,
заместитель руководителя ФАС России:

Для нас важно, чтобы это происходило не на базе затратного метода определения тарифа, а на базе бенчмаркинга (сопоставительного анализа на основе эталонных показателей). Это позволит, с одной стороны, объективировать затраты, сравнивая их с лучшими образцами. С другой — освободит от необходимости заниматься ежегодным глубоким анализом каждой конкретной компании и урезать ей тариф за то, что она сделала что-то более эффективно, чем мы рассчитывали. В этом смысле мы полагаем, что такая схема может быть мотивирующей с точки зрения повышения доходов компании.

Если компания показала более низкие затраты по сравнению с эталонными, то что делать с сэкономленными средствами? По словам представителя антимонопольного ведомства, пока это вопрос дискуссионный. Власти не решили, вся ли сумма должна остаться в компании или только часть. Сам Виталий Королев считает, что если обязать бизнес инвестировать этот остаток в модернизацию, то его можно оставлять энергетикам полностью.

Эксперты отрасли отнеслись к этой идее по-разному. Одни — с полной поддержкой. "Сейчас просто нет стимула сокращать издержки — их просто вырежут из тарифа, и этим все закончится", — говорит Максим Быстров, председатель правления ассоциации "Совет рынка". Другие — с беспокойством. "У нас на Дальнем Востоке свои климатические особенности, большая протяженность сетей при малом количестве потребителей. Как меня будут сравнивать, например, с Якутией? Кто эталон? Это вызывает у меня не просто тревогу, а почти панический страх" — заявил Юрий Андреенко, генеральный директор "Дальневосточной распределительной сетевой компании".

Отказ от прежней тарифной парадигмы, по мнению ФАС, позволит отказаться от прежней устоявшейся тарифной терминологии — необходимой валовой выручки (НВВ) — и перейти только к понятию цена (тариф), применяемая к единице поставленного товара или оказываемых услуг. "В результате потребители получат снижение тарифов, а регулируемые организации — стимулы для повышения эффективности и снижения издержек с сохранением экономии в течение долгосрочного периода регулирования. В течение 3–5 лет станет возможно отказаться от прямого регулирования такой организации, обеспечивая изменение ее тарифа индексным методом (при обеспечении контроля качества ее работ)", — подвел черту Виталий Королев.

Также представитель ФАС сообщил, что приняты изменения в основы ценообразования в сфере теплоснабжения, предусматривающие обязательный учет предпринимательской прибыли в размере 5% для регулируемых организаций. Однако в условиях 14%-ной инфляции этот показатель мало кого обрадовал.

Что делать с долгами

Другая головная боль энергетиков — неплатежи. В текущей экономической ситуации дебиторская задолженность потребителей достигает астрономических значений: сегодня ее оценивают в 900 млрд рублей.

В первую очередь среди лидеров по темпам роста долгов энергетики называют бюджетные организации. Так, в числе главных неплательщиков за тепло числятся учреждения Министерства обороны — они не заплатили за услуги почти 4,5 млрд рублей. Огромные долги перед генераторами также накопили сбытовые компании и разного рода производственные предприятия.

Одну из важнейших причин низкой платежной дисциплины юридических лиц энергетики видят в слишком малых штрафных санкциях за просрочку. Естественно, их контрагентам выгоднее кредитоваться за счет долгов поставщику энергии, чем у банков.

Новый федеральный закон № 307 должен был решить проблему неплатежей. Он обязал некоторых потребителей предоставлять банковские гарантии в качестве обеспечения исполнения своих обязательств. Однако на практике получилось так, что их предоставляют только самые дисциплинированные, а не проблемные потребители — население, управляющие компании и те же бюджетные организации.

Население, по словам Николая Рощенко, члена правления ассоциация "НП Совет рынка", платит более-менее исправно (более 77% граждан оплачивают коммуналку в первый месяц после получения квитанции, еще почти 20% — на второй-третий). Но при этом львиную долю долгов перед производителями энергии накопили жилищные организации (УК, ТСЖ и проч.)

Масштаб проблемы на своем примере продемонстрировал Петр Зарубин, и. о. гендиректора ТГК-2, одной из крупнейших теплоэнергетических компаний северо-запада европейской части России. Из 10 млрд рублей дебиторской задолженности 88% ей обеспечил именно этот сектор. "Управляющие компании дробились, передавали друг другу дома, банкротились. Итог — 2,5 млрд невозвратных долгов только лишь в Архангельске, — говорит Зарубин. — Уголовное преследование руководителей недобросовестных компаний чаще всего оказывалось бесперспективным".

По мнению руководителя ТГК-2, чтобы исправить ситуацию, нужно, во-первых, повысить эффективность работы судов, приставов, правоохранительных органов; во-вторых, ужесточить ответственность "неотключаемых потребителей" и уточнить критерии их отбора и, в-третьих, повысить штрафы за просрочку платежа управляющим компаниям до 30% годовых с первого дня просрочки.

Юлия Чернявская, генеральный директор компании "Энергосбыт плюс", считает, что в список необходимых мер можно добавить также переход на модель предоплаты и внедрение современного учета, позволяющего автоматически ограничивать поставку ресурса при неоплате. Но это в долгосрочной перспективе. А в краткосрочной — ужесточить требования к претендентам на получение лицензии по управлению многоквартирными домами. Для населения же действенным стимулом вовремя рассчитываться за коммунальные услуги, по ее мнению, будет ограничение прав на сделки с недвижимостью, регистрацию транспорта и даже вождение автомобиля (по аналогии с неплательщиками алиментов).

Главным выходом из ситуации эксперты видят полный переход на прямые платежи — схема, при которой граждане платят за ресурс не управляющей компании, а напрямую поставщику. "Там, где это уже произошло, мы собираем порядка 95–97% от назначенных сумм", — рассказывает Петр Зарубин.

Алексей Макрушин,
исполнительный директор ассоциации ЖКХ “Развитие”:

Законопроект о переходе на прямые договоры подготовлен Минстроем при нашем участии. Думаю, его продвижение будет быстрым. Добросовестные управляющие компании также заинтересованы в этом процессе — это избавит их от лишней финансовой ответственности. Переход на новую схему не будет обязательным, нынешняя схема сохранится как опциональная. Предполагается, что для перехода на прямые платежи достаточно будет заявления любой из сторон.

По его словам, сейчас идет дискуссия о том, как будет выстроен переходный период. Проблема в том, что не у всех ресурсоснабжающих организаций есть абонентские отделы и техническая возможность принимать такое количество платежей. Другая важная задача — избежать проблем с двойными квитанциями. Скорее всего, ее решат за счет ужесточение ответственности для управляющих компаний.

Справка

Конференцию "Российская энергетика" газета "Ведомости" проводила уже в 10-й раз. Она считается самой масштабной и значимой в отрасли. В 2016 году в ней приняли участие более 20 спикеров — представителей энергокомпаний, объединений и органов власти.