апрель 18, 2016
Депутаты алтайских сельсоветов отказываются подавать сведения о доходах и расходах. Отказываются не все. Но тех, кто не торопится, немало. А между тем, по закону, депутат, не представивший сведения, может быть лишен депутатского мандата. Из других регионов России поступают такие же сведения. Ситуация может обернуться массовым исходом сельских депутатов. А это почти автоматически повлечет отставки глав сельсоветов.
В одном из сел края.
Михаил Хаустов
Юрий Фецерт, депутат Солоновского сельсовета, отправил вопрос Путину на "прямую линию": кто и зачем ввел закон, приравнивающий депутатов сельского уровня к парламентариям Госдумы по предоставлению деклараций о доходах?
14 апреля президент ответил на море вопросов. А на вопрос Фецерта нет.
Недоумение (если не раздражение) сельских депутатов, в общем-то, можно понять. Одно дело депутат Госдумы с его зарплатой в 350 тыс. рублей в месяц и доступом к телам министров. И совсем другое — сельский депутат, который за свою работу не получает ни копейки, трудится за идею и из чувства долга, а деньгами не распоряжается.
А между тем сельских депутатов "приравнял" к депутатам Госдумы федеральный закон №303, принятый в ноябре 2015 года. Он обязал депутатов всех уровней представлять сведения о доходах-расходах. И ввел ответственность для тех, кто не хочет быть открытым: досрочное прекращение депутатских полномочий. Казалось бы, закон есть закон, исполнять его надо. Но должен же быть в нем какой то смысл. А вот этого-то многие и не понимают.
Депутаты Солоновского сельсовета (Смоленский район) на 15 апреля не сдали ни одной декларации. Ну, разве что один принес какие-то сведения, но в таком виде они не годятся. Глава администрации сельсовета Егор Ивлев говорит, что похожая ситуация и в других сельсоветах района и все же рассчитывает: может, еще сдадут.
В Селиверстовском сельсовете (Волчихинский район) сведения на сегодня представили один-два человека, остальные "вроде как заполняют", говорит депутат Ольга Кривенко. В Северном сельсовете (Первомайский район), по сообщению портала вообще беда: 9 депутатов написали заявления о сложении с себя полномочий, не желая подавать декларации. Расстаться с мандатом подумывает и один из депутатов из Селиверстово.
Почему они отказываются раскрывать сведения о себе? Просто не понимают, зачем. Кто нашел коррупцию в сельсоветах, у которых ни денег, ни полномочий?
Что могут депутаты присвоить? Это же чья такая светлая голова придумала? Посмотреть бы нее.
Коррупциогенность есть там, где есть прямой выход на исполнительную власть. Все денежные средства у нее. Вся власть у нее, а представительный орган только определяет правила.
Земляк Ивлева Александр Кокорин еще более категоричен. Сайт "Предгорие" его слова.
В нашем сельсовете финансовая составляющая бюджета — это ад. На спорт — 1 тысяча в год. И о какой коррумпированности депутатов можно говорить, когда ни на культуру, ни на спорт, ни на какое развитие у нас денег нет. У нас школьный автобус может по месяцу не ходить, потому что у нас нет денег, чтобы дорогу расчистить. Какие финансы могут распределять наши депутаты?! Как они могут "пилить" этот бюджет?
Обсуждаем этот вопрос с главой Сибирского сельсовета — он с теми депутатами, которые отказываются подавать сведения, потому что не видят смысла, категорически не согласен. Власть должна быть открытой — вот и весь смысл.
Если мы ратуем за правовое государство, то власть политику финансовой открытости должна начинать, как я полагаю, именно с себя на всех ее уровнях.
Боронин полагает: если депутаты не будут подавать сведения, народ ведь подумает — им есть что скрывать. Егор Ивлев такой исход событий тоже не исключает: многие ведь часто даже и не знают, что депутаты за свою работу ни копейки не получают (а в Солоновском сельсовете на зарплате только глава администрации и секретарь). А тут еще декларации сдавай.
Один из депутатов Солоновского сельсовета так это и описал (цитируем по сайту "Предгорие"): "Некоторые избиратели с моего округа уверены, что нам платят не меньше 10 тыс. рублей. Когда я говорю, что ни копейки не получаю, удивляются: ты что, дурак?"
Другие "отказники" говорят, что дело это канительное и затратное. Чтобы получить справки, надо ехать в райцентр, кому билеты на автобус покупать, кому бензин жечь. Опять же, выписка из банка — она тоже денег стоит. Да и не факт, что за одну поездку все получится сделать.
Ну ладно, я пенсионерка, хозяин пенсионер, нам просто. А вот другим-то надо и на себя, и на супругу работающую, и на несовершеннолетнего ребенка.
Правда, и Боронин, и Ивлев рассказывают, что сами они оформили документы легко — дело это вовсе нехитрое. Егор Ивлев даже предполагает: отказ депутатов сдавать сведения — это, скорее, защитная реакция. Ну, с какого это перепугу я односельчанам буду показывать, сколько зарабатываю? Чтобы все это увидели? В Солоновке кержаки живут, а они — народ скрытный.
Спрашиваю у Егора Ивлева: человек, когда шел в депутаты, должен же был, наверное, понимать, какие здесь правила игры. Возражает. Когда в депутаты шли в 2012 году — правила были другие. Мнение его, к слову, не отличается от мнения его земляка.
Когда я подписывался в депутаты, когда у меня еще были иллюзии изменить мир, никаких деклараций не было. Это как среди брода коней менять.
Еще один вопрос, что за люди идут в сельские депутаты? В Солоновский сельсовет в марте 2012 года были избраны четверо неработающих, пенсионер, слесарь, два учителя и участковая медсестра. В Селиверстовский - два не работающих, четыре пенсионера, худрук Дома культуры, фельдшер и учитель. Ну, сдадут они свои декларации. Но, если прокуратура найдет в них серьезные ошибки, их депутатские карьеры могут окончиться раньше времени. И это — борьба с коррупцией?
Если же сведения о доходах-расходах так и не будут сданы, вариантов дальнейшей судьбы таких сельских представительных органов немного, размышляет Егор Ивлев. Либо депутаты будут работать незаконно, либо сами сложат с себя полномочия. Либо же надзорный орган — прокуратура — вынесет им представление, после чего они должны будут сдать мандат.
А после роспуска представительного органа должен будет уйти в отставку и глава сельской администрации. Ведь контракт с ним заключен на срок полномочий депутатов. Кто должен будет назначить новые выборы? Согласно Кодексу о выборах, избирательная комиссия. Второй вопрос — много ли найдется желающих работать без зарплаты и выворачивать на всеобщее обозрение села свои карманы?
Ряд российских СМИ пишут, что похожая ситуация складывается и в других регионах. Например, в недавней о ситуации на Урале, по словам одного из респондентов, лишь 1% сельских депутатов сдали свои декларации на 1 апреля.
А между тем, в России до сих пор не пришли к единому выводу, помогает ли бороться с коррупцией публикация сведений о доходах-расходах депутатов. Главное ведь не в том, чтобы вывернуть карманы, считают одни эксперты, а в том, чтобы исключить незаконное обогащение. Если служащий не может объяснить, на какие-такие шиши он купил дом, кто-то должен на это реагировать. Пока же у нас нет ни статьи "незаконное обогащение", ни внятной реакции на дорогостоящие покупки.
Но другие же считают, что публикация сведений о доходах и расходах — это только начало. Просто всю систему борьбы с коррупцией сразу не выстроишь.
Что касается декларирования доходов всеми уровнями депутатов, включая сельских, то и тут мнения разные. После принятия закона №303 спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко отозвалась о нем весьма позитивно: "Закон подчеркивает, что борьба с коррупцией - это не некая одномоментная акция, а системная работа государственных органов власти по искоренению коррупции, и она будет эффективна только тогда, когда все уровни власти будут находиться в равных условиях".
Но алтайский эксперт к этому, наоборот, скептически.
Считаю такое решение на федеральном уровне избыточным. Наша практика показывает: в муниципалитетах заставляют отчитываться чуть ли не каждую уборщицу и самого младшего специалиста — тех, кто по определению ничего, кроме скрепок или половой тряпки, украсть не может. Было бы правильнее определить перечень коррупциогенных должностей (тех, кто может что-то украсть в силу должности) и внимательно контролировать их. А для этого не надо распылять усилия контролирующих органов.
Алтайском крае более 7,8 тыс. муниципальных депутатов.