январь 28, 2003
... Здесь, в Усть-Коксе, воздух настолько прозрачен, что его можно потрогать, словно натянутую струну. А когда вдохнешь этой прозрачности, обязательно захочется полетать над Уймонской долиной.
"Однажды я взлетел на мотодельталете над долиной, - смеется Валерий Репников, генеральный директор фирмы "Алтайфарм", - а в меня начали палить из ружей местные жители, словно по большой механической птице". - "Не расхотелось летать после этого?" - "Наоборот. Это и делаю всю сознательную жизнь вместе со своим товарищем и водителем Валерием Пигаревым".
Личный водитель или пилот?
Отправляясь в село Усть-Коксу Республики Алтай, мы владели следующей информацией. У тамошнего предпринимателя Валерия Репникова работает в фирме уникальный водитель, тезка шефа, который так влюблен в небо, что решил стать пилотом. Вернее - переквалифицироваться из личных водителей в личные пилоты предпринимателя. А бизнесмен оказался понимающим человеком и приобрел самолет ЯК-18Т.
С водителем-пилотом мы встретились в гараже, профессионал перебирал движок джипа. Тут же, рядом с авто, стоял мотодельталет (его разместили в гараже на зимовку). Наше знакомство с Валерием Пигаревым началось с расспросов о том, почему он решил бороздить просторы, - пусть не Вселенной, но пятого океана.
Как выяснилось, Валерий всегда мечтал стать летчиком. А чтобы мечта осуществилась, поступил в 1977 году в Кировоградское училище гражданской авиации. Но через два месяца учебы его, мягко говоря, попросили. Грубо выражаясь - за драку. Строптивым оказался наш земляк! Мечту же из-за кулачных боев не похоронил, а поступил вновь в это же училище. Но опять "вылетел", - делится прошлым Валерий. - Потом - армия, ракетные войска. После армии поступал снова, но по конкурсу не прошел". И стал шоферить, колесить по горным серпантинам. А где-то в сердце "екала" мечта - стать непременно летчиком. Любой ценой.
Но... С развалом СССР полетел в тартарары и "Аэрофлот", соответственно и его авиапарк. Постепенно разрушились многие взлетно-посадочные полосы края: усть-коксинская, горно-алтайская. А нет полосы - нет "добра" на взлет и посадку. И тогда в высокогорье над Уймонской долиной стали парить парапланы. Профессионалы научили Валерия летать над горами.
- С понедельника по пятницу за баранкой, а в выходные на параплане?
- Необязательно. Бывало и так: пойдешь, к примеру, пообедать, заодно взберешься на гору и полетаешь.
Сейчас параплан для Валерия остался в прошлом. Потому что...
Снегоход в... небе
Так вышло, что и у Валерия Репникова тоже была с детства мечта - подняться в небо и не просто как пассажиру, а в качестве летчика, конечно! В свое время он поступил в Барнаульское летное училище, но потом резко упало зрение. И в училище сказали: "Небо не для тебя".
И Валерий начал после учебы в вузе преподавать в средней школе физику, потом стал директором школы. Но рассказывая ученикам у школьной доски о гравитации, в небо не поднимешься!
"Я человек вольный, - говорит генеральный директор, - ни от кого не завишу. Поэтому как вижу проблему, так и решаю ее. Самостоятельно".
Бывший учитель ныне успешно занимается пантовым и медовым бизнесом. Заработанных денег хватает и на развитие дела, и на воплощение мечты в реальность.
Сначала он приобрел диковинную машину для этих краев - водоснегоход, на котором можно и по льду, и по песку, и по воде рассекать. Но небо - недоступно. Было. До той поры, пока не решил из водоснегохода сделать мотодельталет.
"Жалко, что сейчас зима, холодно, - говорит директор. - О небе нельзя рассказать, нужно полетать. Я бы посадил вас с собой на дельталет - и над долиной... Когда летаю с младшей дочерью, она просит, чтобы поднялся выше и отключил двигатель. Чтобы слушать тишину. И ощущать свободу полета...
Умельцы с "Алтайдизеля" переделали "приземленную" диковинку в первоклассный летательный аппарат. Говорят, такого отличного движка больше в крае нет!
Мечты сбываются!
А как же мечта Валериев стать летчиками? Да, в небе полетали на мотодельталете, даже были обстреляны. Но управлять самолетом - совсем иное дело. И Валерий-предприниматель... купил четырехместный ЯК-18Т!
В прошлом году оба Валерия стали проходить курсы пилотов малой авиации. В России существует Федерация любителей авиации. Для получения удостоверения пилотов им осталось сегодня всего-ничего - налетать в небе по два часа.
"Я первый раз оказался один, без инструктора, в самолете 19 июня 2002 года, - говорит Валерий-директор. - Нормально посадил машину".
А Валерий-водитель самостоятельно приземлился 14 июня. В марте оба собираются добрать по два часа и... Неужели долгий путь к мечте закончится?
Но, пожалуй, получение пилотских удостоверений - только начало.
"Считаю одним из перспективных направлений элитарный туризм, - считает Валерий Репников. - Этот вид туризма развивается во всем мире. Согласитесь, что в Усть-Коксу, какой бы мы красотой не заманивали людей, мало кто отважится ехать два дня. К примеру, из Новосибирска. Самолет решает дорожную проблему. Пусть дорого, но сейчас есть люди, которые готовы заплатить за увиденное и сопутствующий отдых. Для бизнесменов главное - время. Которое мы сэкономим благодаря авиарейсам.
Валерий все просчитал, он согласен, что должна работать целая система, цепь составляющих элитарного туризма: и благоустроенные отели, и полновесные экскурсии.
"Я специально ездил в Таиланд, чтобы ознакомиться с организацией их туров, - говорит Валерий. - В каждом дне, проведенном там, свой акцент. Так же можно сделать и здесь. Первый день - полетать на дельталете, второй - сплав, третий - посидеть на пасеке, попить медовухи, четвертый - кедровая банька. Вот тогда каждый день запомнится... Да, эта система заработает не сразу, но - уверен - заработает! А потом сюда дорогие самолеты полетят!"
Валерий планирует, чтобы его самолет с сезона 2003 года базировался в Усть-Коксе, тем более что взлетно-посадочная полоса в местном аэропорту уже отремонтирована. А Валерий Пигарев думает, что после того как получит заветное пилотское удостоверение, станет личным пилотом своего шефа, друга и сподвижника по мечте.
Такие судьбы у тезок-мечтателей, вернее сказать, - целеустремленных мужиков из Усть-Коксы, которым небо... не по колено, а по плечу!
А самолет стоит сейчас на приколе в горно-алтайском аэропорту. И его первый рейс до Усть-Коксы состоится совсем скоро, в марте, когда оба Валерия получат заветные удостоверения пилотов. Наверное, вполне закономерно, что самолетом тезки будут управлять по очереди.
Чистого неба!
Усть-Кокса - Барнаул.