апрель 28, 2016
Четверг Страстной седмицы (последней недели перед Пасхой) у православных христиан называется Великий четверток. В народе этот день недели еще получил название "чистый". В этот день произошло одно из главных событий православного мира — установление Таинства Евхаристии (причастия).
Свечи.
открытые источники (CC0)
По одной из версий, названия первых трех дней недели в славянском языке звучали так же, как сегодня. А четвертый и пятый день называли, соответственно, четверток и пяток. Поэтому и в настоящее время в религиозном календаре остались прежние названия. "Чистым" четверг стали называть в народе, потому что православные в этот день старались обязательно причаститься, то есть очистить душу. Также завершались все домашние дела, связанные с уборкой.
В Великий четверг самое главное — посетить богослужение. В этот день принято исповедоваться и причаститься святых Христовых Таин. Также принято в этот день закончить подготовку дома к празднику. Постараться перестирать шторы, полотенца, белье, выхлопать коврики. И, конечно, помыться самому — обрести чистоту телесную. Есть поверье, что именно в этот день можно найти в доме давно потерянную вещь, но это, скорее, связано с тем, что во время любой генеральной уборки что-нибудь находится.
Именно с Великого четверга начинается подготовка пасхального стола. Хозяйки красят яйца, заводят тесто на куличи и подготавливают продукты для изготовления пасхи. После четверга убирать в доме уже нельзя — оставшиеся два дня нужно посвятить молитве.
Этот день Господь провел в Иерусалиме, в доме одного из жителей. Именно здесь состоялся последний ужин Иисуса Христа с его учениками, который и получил название Тайная вечеря. Первосвященники и книжники продолжали искать Мессию, так как приближался праздник опресноков (старой Пасхи).
В этот день Иисус Христос, который знал, что он скоро будет предан в руки фарисеев и умрет на кресте, решил со своими учениками праздновать Пасху (в память о выходе евреев из Египта).
Во время последней трапезы Иисус сказал, что один из учеников предаст его и что ему предстоит принять мученическую смерть на кресте за человеческие грехи. После между учениками произошел спор, кто из них значимее и каждый клялся, что не предаст. И вдруг Иисус встал и снял с себя верхнюю одежду, а после опустился на пол и омыл ноги своим ученикам, хотя, по обычаю, это должен делать слуга. Тем самым, наглядно и без слов, он показал апостолам и всем, что надо смиряться друг перед другом и служить друг другу.
Но самым главным событием в тот вечер было установление таинства Евхаристии (Причащения), которое установил сам Иисус Христос. Именно через это таинство люди могут постоянно соединяться с Христом. Ещё тогда Спаситель сказал, чтобы его ученики совершали это таинство постоянно в честь его воспоминания. Он преломил хлеб и раздал ученикам и, взяв чашу с вином, отдал ее им же со словами: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое"... Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем".
В православных храмах совершается утром Литургия Василия Великого. Прихожане на ней стараются причаститься. Если в первые три дня Страстной недели церковь вспоминает последние беседы Иисуса Христа с его учениками, фарисеями, книжниками, то в Великий четверг православная церковь вспоминает одно из важнейших событий в земной жизни Спасителя. Этот день отмечен в церковном календаре с такой надписью: "Великий Четверток: вспоминание Тайной Вечери".
Одной из особенностей утреннего богослужения в Великий четверг является чин омовения ног. Этот чин совершается в воспоминание того, как Иисус Христос умывал ноги своим ученикам перед Тайной Вечерей. Однако этот чин имеют право совершать только архиереи (высшие церковные чины — епископы, митрополиты, патриархи).
Чин омовения ног совершается архиереем после Литургии. Он во образ Христа омывает ноги двенадцати священнослужителям. В ХХ веке в Русской православной церкви обряд не совершался, но был восстановлен Патриархом Московским и всея Руси Кириллом. В этот день в Богоявленском соборе Патриарх. После заамвонной молитвы он вышел из алтаря на кафедру, куда потом спустились 12 священников, севших на приготовленные скамьи. Святейший снял с себя верхнюю часть облачения: омофор, панагии и саккос, после чего препоясался лентием (длинным белым полотенцем) и по очереди омыл ноги одиннадцати священникам. Двенадцатый священнослужитель, по чину символизирующий апостола Петра, сначала отказывается от умовения, но потом, после евангельских слов "Аще не умые тебе, не имаши части со Мною", просит омыть не только его ноги, но и руки и главу, затем произносится ответ Спасителя: "Измовенный не требует токмо нозе умыти".
После омовения ног последнего священника Предстоятель облачился в снятые прежде облачения, взошел на амвон и обратился к народу с проповедью.
А вечером в Великий четверг совершается богослужение, которое в народе называется "Страсть". На нем читается 12 отрывков из четырех Евангелий, каждый из которых повествует о событиях от Тайной Вечери до смерти Иисуса Христа. В этот вечер все люди в храме стоят с горящими свечами и после богослужения несут этот огонь домой.