"Я нашел лекарство от смерти": как алтайский протоиерей помогает тяжелобольным детям

май 10, 2016

В декабре 2015 года православный священник протоиерей Сергий Холодков, заместитель председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Барнаульской епархии, стал одним из десяти клириков Русской православной церкви, удостоенных медалей МЧС России. Наряду с пожарными, кинологами, спасателями, журналистами он был отмечен как человек, пришедший на помощь ближнему в трудную минуту.

Сергий Холодков.
Олег Богданов

Отец Сергий делает это ежедневно. В храме, куда нередко приходят люди после смерти близких или других трагедий, он помогает им советом. В больнице, где лежат мамы с тяжелобольными детьми, рассказывает притчи и отвечает на самые разные вопросы. В музее, куда сам приглашает студентов "рабочих специальностей", играет на скрипке и читает книги об искусстве. В родильном доме, когда мамы ждут встречи с малышом, помогает им преодолеть чувство страха и учит молиться.

Сергий Холодков.
Олег Богданов

Для себя

"Каждый ребенок в определенный момент жизни хочет спасти мир. Верит, что именно у него все получится. В четыре года я захотел быть хирургом. Спасать людей и делать операции.

Когда стал постарше, пришла мысль: а вдруг мама умрет? Стало так страшно. Решил, что буду не просто врачом, а врачом-исследователем. Найду лекарство от смерти. Обязательно", — воспоминания о детстве священнику даются непросто...

Сергий Холодков.
Олег Богданов

Рожденный на станции Леньки в Алтайском крае, в армии он попал в ряды военно-морской авиации Черноморского флота, а потом "приземлился" в Москве. Там окончил биологический факультет Московского государственного университета, стал иммунологом и работал в лаборатории Кардиоцентра России.

Далее — сценарий тысяч советских людей. Перестройка. Разрушение жизни, когда Москва наполнилась торговцами с ученой степенью. Ищущими истину и неудовлетворенными жизнью.

Свою истину он нашел в православии. "Знаю, так было не только со мной: сначала Бхагавад Гита, так как она была доступна, а потом уже Библия. Мне повезло встретить умных, хороших людей. Они позвали в Оптину пустынь. Такие же взрослые и такие же ищущие. Я присоединился. Потом съездил не только в Оптину, но и в Почаев, Псков, Киево-Печерскую лавру. Уже после тридцати лет я получил благословение рукополагаться в священный сан и вернулся в Барнаул", — рассказывает протоиерей Сергий Холодков, и первые 30 лет жизни помещаются в двух абзацах текста.

Сергий Холодков.
Олег Богданов

Для всех

"Сейчас вспоминаю и вижу: сколько ошибок сделал! Убежден, что священники в первые годы служения во многом ошибаются, только с годами приходит исправление", — сетует собеседник.

Первое место служения — село Родино. Здесь Холодков, будучи настоятелем храма, начал издавать приходскую газету "Вера, надежда, любовь" и организовал воскресную школу. Он даже выпускал журнал Genesis, куда писал статьи, связанные с биологией, творением, жизнью, — биологическое образование не отпускало.

А потом — распоряжение архиерея и перевод в Заринск. Практически ежедневные походы — в больницы, школы, техникумы. Люди смотрели с опаской. Не знали, чего ждать от попа. На помощь пришла супруга — Александра Холодкова, педагог-психолог по образованию. В местной школе она начала вести уроки под названием "Духовное здоровье" и в качестве гостя приглашала священника — мужа.

15 лет назад Холодковы вернулись в Барнаул. Почти сразу отец Сергий совместно с Алтайским краевым центром по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями организовал в краевой столице работу православного телефона доверия. Он просуществовал 10 лет.

Сергий Холодков.
Олег Богданов

"В этой теме все было и есть очень сложно. Общаться непосредственно с инфицированными удается крайне редко. В нашей стране это табу. Если человек узнает о своем диагнозе — замыкается в себе, не идет на контакт. Проблема в том, что люди сами не хотят открыть свой новый статус и сами же в итоге теряют друзей, работу, жажду жизни. А ведь им можно помочь".

По словам священнослужителя, очень важно помогать другим, в том числе для собственного духовного опыта.

Конечно, бывают и сложности: "Когда сегодня начинаешь помогать беженцам, пострадавшим от паводка или пожара, понимаешь, как много у нас бюрократии. Столько бумаг нужно заполнить!" — говорит он.

А между тем продолжает вместе с протоиереем Михаилом Бенем в свободное время помогать в Центре гуманитарной помощи населению, созданном по инициативе профильного епархиального отдела. А еще налаживает работу родительского и студенческого клубов при Покровском кафедральном соборе Барнаула.

Цитата

Сергий Холодков:

Бог создал человека для блаженства вечной жизни! Хватит сетовать: плохие люди, плохая жизнь. Мы можем меняться, обретая духовное здоровье через сострадание и милосердие. А лекарство от смерти — это жизнь вечная, которая будет после воскресения. Понимаете?

Для семьи

"Когда поженились, я был уже такой взрослый, а моя матушка совсем молоденькая. Но оказалось, что мы смотрим в одну сторону. Хотим делать общее дело. Она и тогда, и сейчас мой главный помощник, советчик, катализатор. Это она первая окончила катехизаторские курсы и начала проводить беседы на темы духовного здоровья. Я посмотрел и присоединился. Все достижения благодаря ей!"

У Холодковых четверо детей. Раньше, придя домой, отец Сергий сначала шел не к столу, а пообщаться и поиграть с детьми. Сейчас проще, младшей уже девять, а вот когда все были маленькие и требовали внимания, матушке казалось, что "мужа и отца" должно быть больше, чем "батюшки". Отъезды среди ночи к больным или нуждающимся в помощи, постоянная общественная деятельность — он такой "круглосуточный батюшка".

"Вот иногда нужно дать человеку в лоб, чтобы он что-то понял, а отец Сергий не может. Люди порой пользуются тем, что в нем нет жесткости", — говорит Александра Холодкова.

Сергий Холодков.
Олег Богданов

Для мам

"Он крестил трех моих внуков. Этот человек и словом, и делом пропагандирует человечность. Бескорыстно, — рассказывает Людмила Ананьина, заслуженный врач РФ, главный врач барнаульского роддома № 2. — Даже не мыслю, если он вдруг перестанет к нам ходить. Вот вы напомнили, что отец Сергий начал посещать роддом с 2003 года, а мне кажется, что гораздо раньше.

Роды — серьезное испытание, и каждая женщина долго к нему готовится. После прихода отца Сергия, бесед с ним пациенткам становится легче. Много раз замечала, что они как-то успокаиваются. Наши женщины очень любят батюшку, берут у него благословение, нередко просят окрестить детей. Иногда и в реанимации, куда попадают сложные детки, мы этому не препятствуем.

Он, несомненно, влияет на психологический климат роддома, беседуя с сотрудниками, беременными, роженицами и родильницами".

"Не вижу причин не ходить куда-то. В школу, в больницу, в роддом. Духовное окормление — это же не только исповедь и причастие, это постоянная работа. А с будущими мамочками и молодежью — особенно", — говорит сам священник.

Сергий Холодков.
Олег Богданов

Для детей

В прошлом году протоиерей Сергий Холодков принимал участие в проекте "Надежда на чудо", который реализовала региональная общественная организация "Мать и дитя" совместно с телеканалом "Наши новости".

У мам, чьи дети тяжело больны, нет уверенности. Они живут в постоянном предчувствии катастрофы. Их ребятишки проходят длительное и сложное лечение.

В гематологическом отделении Детской краевой клинической больницы находятся десятки таких детей. Здесь свою задачу священнослужитель видит в том, чтобы убедить: жизнь не кончается! Маленьким пациентам и их родителям он играет на скрипке, говорит о милосердии, счастье, о том, что нужно всегда надеяться. Постараться посмотреть под таким углом: у человека есть перспектива умереть и увидеть, что после смерти будет воскресение.

"Люди иногда теряют веру, потому что беда случилась именно с ними. Но скорби попускаются для того, чтобы мы возвысились над произошедшим. Никогда не отчаивайтесь", — говорит протоиерей.

Ольга Гога, руководитель общественной организации "Мать и дитя": "Я только начинала свою общественную деятельность, это был конец 90-х годов. Один из первых священников, кто меня поддержал, наряду с ныне покойным протоиереем Михаилом Капрановым, был как раз протоиерей Сергий Холодков. У него какое-то особое отношение к детям. Он искренне хочет помочь каждому, как будто дарит часть своей души через общение. Может, накладывает отпечаток то, что в жизни у него тоже были непростые ситуации.

Не говорливый, порой очень рассеянный, но очень целеустремленный. Он начал активное “социальное служение” еще 20 лет назад, когда о нем, как сейчас, на уровне документов и распоряжений не говорили вообще".

Для юных

Молодому поколению зачастую, по словам священника, не хватает просто знаний: в области литературы, музыки, искусства. В школьной программе этого мало.

Более того, отец Сергий уверен, что говорить о прекрасном нужно именно в музее. Там все органично. Люди становятся человечнее от самой среды, в которую попадают. Культура и воцерковление очень близкие вещи.

"Кто-то сказал, что классическая музыка повышает самооценку человека. Я полностью согласен. Многие приходят к Богу через музыку. Она прекрасна.

А красота побеждает страх. Часто церкви в вину ставят то, что многое здесь основано на страхе. Не забывайте — на страхе Божием! Это другое. Это страх потерять в себе частичку добра. Отношение к Богу как к высшей ценности. Такой страх Божий побуждает идти к совершенству, искать идеалы. Обычный страх иррационален. Он выматывает. Человек становится несвободным. Нужно постоянно познавать все то прекрасное, что есть в этом мире", — говорит он.

В Государственном музее истории литературы, искусства и культуры Алтая, куда обычно священнослужитель приглашает студентов-аграриев или учащихся техникумов, он вместе с ансамблем "Классик-дуэт" выступает перед ними с миссионерской композицией "Красота и небо". В ней — и рассуждения о том, что есть красота и для чего ее понимание дано человеку, и исполнение классических музыкальных произведений на рояле, скрипке и флейте, и попытка ответить на "вечные вопросы" о смысле человеческой жизни.

"Священник с суровым лицом и добрым сердцем. Очень скромный. Я преподаю у будущих механиков сельхозтехники, многие приехали учиться из деревень. И вот они увидели рояль. Услышали “живую” скрипку. И с ними разговаривает человек в рясе. Не поучает, а рассказывает. Это действует, да", — уверена Людмила Апенышева, кандидат философских наук, преподаватель Алтайского государственного аграрного университета.

Также за 2015 год совместно с "Советом жен священнослужителей имени Александры Федоровны Романовой" и "Ресурсным центром “Благовещение”" отцом Сергием Холодковым проведены десятки тренингов и бесед, направленных на профилактику зависимостей, рискованного и девиантного поведения у подростков.

Наталья Прокопьева, кандидат социологических наук, преподаватель: "Он говорит с молодежью о неочевидных вещах. Все ждут, что священник расскажет о молитвах, основах вероучения, а он говорит о любви и красоте. Это неожиданно. Результат хотя бы в том, что ребята потом подходят и спрашивают, когда следующая встреча".

Сергий Холодков.
Олег Богданов

Специальный вопрос

— Насколько, на ваш взгляд, сегодня важно проявлять гражданскую позицию? Как это нужно делать? Какой поступок вы бы назвали гражданским?

— Нам нужно всем вместе строить сильное, крепкое государство, основанное на принципах добра и взаимопомощи. В этом и будет проявление гражданской позиции каждого. А проявлять можно по-разному. Например, мои старшие дети слушают гражданско-патриотический рэп. То есть музыканты-исполнители проявляют свою позицию так. Другие люди могут выбирать иные способы.