май 17, 2016
"Если бы хотел заработать, открыл бы пивной ларек", - говорит директор барнаульской фирмы "СпортиКо" Виктор Безматерных. В самом начале кризиса он рискнул развивать в Сибири бизнес по организации спортивных мероприятий, о котором здесь раньше мало что знали. В интервью altapress.ru Безматерных рассказал, как компания привлекает на свои турниры футбольных звезд первой величины, на сколько корпорации в кризис сократили бюджеты на спорт и почему "СпортиКо" не устраивает турниры в Барнауле.
Безматерных Виктор.
Анна Зайкова
В самом начале кризиса, осенью 2014 года барнаулец Виктор Безматерных организовал в городе компанию "СпортиКо", подобных которой за Уралом никогда не было. Она предлагает услуги по организации корпоративных отраслевых футбольных соревнований. Сейчас на счету компании 15 отраслевых турниров, плюс футбольный турнир "" в Новосибирске и Красноярске.
— На самом деле я оказался вынужден открыть компанию. Работал до этого ровно в такой же московской компании, возглавлял ее екатеринбургский офис. По многим причинам мне пришлось расстаться с фирмой и вернуться на свою родину в Барнаул. Я и не планировал продолжать работать в этой сфере, потому что "поднаелся" организаторских хлопот на предыдущем месте и думал, например, возглавить отдел продаж в какой-нибудь компании, потому что такой опыт у меня был. Но на прошлом месте работы мне долго не отдавали трудовую книжку, поэтому получить хорошую должность я не мог. Тогда нашел выход в том, чтобы открыть бизнес. В какой сфере работать выбор не стоял: к тому моменту я наиболее состоялся в организации спортивных турниров. Так и появилось "СпортиКо".
— В самом общем смысле это услуги по организации спортивных мероприятий. Но сейчас мы реализуем только собственные проекты, к которым у нас лежит душа - отраслевые футбольные и волейбольные одно- и двухдневные турниры, мини-футбольные чемпионаты в городах Сибири. Мы стараемся, чтобы они были организованы на высшем уровне. Например, обязательный пункт - приглашение звезды футбола. У нас на турнирах были Андрей Канчельскис, Евгений Алдонин, Олег Романцев, Георгий Ярцев - имена, которые знакомы каждому даже поверхностно интересующемуся футболом. Это стоит определенных денег, но добавляет престижа нашим турнирам.
Пока у нас не было опыта организации спартакиад для каких-то компаний. Но мы и не ставим цели предлагать такие услуги.
— На первом этапе не было столько сложностей, сколько сейчас. Мы сделали первый проект в ноябре 2014 года, как раз когда начались кризисные явления в экономике. Но это еще не ощущалось так сильно, и нам было проще. Дальше компании начали первым делом урезать бюджеты на корпоративные нужды и спортивные мероприятия. Образно говоря, если раньше они тратили на это три рубля, то сейчас - один. При этом уже ставшие традиционными турниры нам нужно развивать несмотря ни на что. Нам важно проводить их как минимум на том же уровне, и естественно показывать не худшие финансовые результаты. Стараемся, чтобы на турнирах всегда было что-то новое, и многие эти нововведения нелогичны с точки зрения бизнеса - проект может собрать на 100 тыс. рублей меньше предыдущего, но мы вкладываем в его организацию на 20 тыс. рублей больше. Да и вообще пока бизнесом это назвать сложно - многое держится на энтузиазме. Сейчас бывает, что мы работаем как на качелях: один проект окажется прибыльным, в другом еле сводим концы с концами. Но мы надеемся, что когда ситуация в экономике будет получше, мы будем пожинать плоды того, на чем сейчас набиваем шишки.
— Этот бизнес требует определенных знаний и вложений в последующем, когда нужно развиваться, когда некоторые проекты могут не приносить прибыли. А начать действительно не затратно: "СпортиКо" начался с кредита в 100 тыс. рублей. Нужны были только офис, простейшее компьютерное оборудование и персонал. Основные затраты начинаются одновременно с организацией мероприятия: аренда стадиона, оплата услуг ведущих, фотографов, черлидеров, приглашение звезды, покупка наград, воды, инвентаря.
Когда мы начали делать первый турнир, у нас на расчетном счете был ноль. Мы организовали его на те взносы, которые получали от участников. Можно сказать, что шла игра ва-банк, но я все делал с уверенностью и знанием дела.
Мы предлагали абсолютно новый продукт, были компанией без портфолио, в городе, который находится далеко. Представляю, сколько подозрений могло возникнуть у людей, которым мы предлагали свои услуги. Сейчас иногда думаю: как так мы стартанули?
— У нас постоянно работают над проектами два менеджера, есть люди, которые помогают нам в организации мероприятий в других городах. Плюс на каждом мероприятии задействовано 20-30 человек: ведущие, фотографы, черлидеры, медработники, арбитры. Люди, с которыми мы работаем, постепенно появляются во всех городах. Сейчас все в основном организуем дистанционно, а приезжаем на место уже непосредственно в день проведения турнира.
- Мы так и планировали. Если бы мы начали организовывать крупный турнир здесь, вряд ли бы до нас смогли добраться все участники. Мы могли бы проводить турниры и тут, но это было бы дольше, сложнее и не выгодно. У нас неплохая футбольная инфраструктура, но транспортная доступность, статус города, не позволяют проводить такие турниры как в Новосибирске и Красноярске.
Мы готовы сотрудничать с кем-то, если будут предложения, но проводить свои мероприятия здесь будет пустой тратой времени.
— Что греха таить — это не совсем удобно. Но я живу в Барнауле, здесь учится моя жена. После можно будет рассматривать какие-то другие варианты. Не исключаю, что будет переезд, потому что получается нелогично - все мероприятия у нас проходят за пределами края, а находимся мы здесь. Это дополнительная головная боль. На самом деле, я не считаю, что должен ограничиваться жизнью в родном регионе. Почему бы не поработать в другой части страны.
— Самые спортивные, без сомнения, самые богатые — топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Также неплохо идут на участие в турнирах строители, айтишники. В Москве, где сосредоточены офисы крупнейших компаний, много тратят фармацевты, медики, банки.
— Да, это Барнаульское ДСУ-4, "ХозМастер", бийский "Железобетон", "Сибтрансстрой", "СтройГАЗ",завод "Дюна", барнаульские филиалы "Авантел" и "Дром.ру".
— Да, у нас участвуют команды от Читы до Минска, были команды из Донецка, из Крыма. Не скажу, что мы выигрываем, московские компании просто не рискуют идти в регионы. Для них это очень сложно.
— В волейбол играют на многих предприятиях. Это номер два после футбола по распространённости. Нам хотелось разнообразить линейку турниров, плюс в Новосибирске есть замечательное место, на котором можно собрать такой однодневный турнир.
Это был первый опыт проведения такого турнира. Волейбол имеет свои особенности в плане логистики. Мы даже сами не ожидали, что все пройдет так гладко. В итоге получили массу положительных отзывов. Теперь думаем, что этот турнир станет постоянным среди ТЭК, несмотря на то, что он оказался не самым финансово успешным.
Было интересно еще и потому, что в волейбол играют совсем другие люди. Футболисты более креативные, а волейболисты более дисциплинированные и не в обиду сказано, наверное, даже более культурные.
Пока этими видами спорта мы ограничимся.
— Сейчас большого пространства для маневра у нас нет. Если нам расширяться, то только по географии. Если бы не кризис, у нас играли бы и другие сферы, например, торговля и банки, тогда можно было бы думать о новых турнирах. Сейчас мы себя сдерживаем. Если были бы команды, мы бы проводили и 20 турниров год. Но в данной ситуации нужно сделать так, чтобы доход приносили не 2-4 проекта в год, а побольше.
Пока не хочется выходить на компании с предложениями организовать для них спартакиаду, но если запрос поступит, возьмемся и сделаем все на высшем уровне. Потому что принципы организации везде те же - хоть в хоккее, хоть в лыжных гонках.
— Она везде разная, потому что мы в первую очередь исходим из числа команда, цены аренды площадки и других расходов, которые несем. В среднем участие в однодневном турнире стоит 40-45 тысяч с команды, участие в чемпионате стоит примерно столько же.
— Около 30-40% от расходов на турнир. Но нужно помнить, что у нас есть и постоянные расходы - налоги, зарплата, аренда. Поэтому сколько прибыли мы получаем, точно сказать не могу.
— Если вы видите, что в турнире участвует 10-12 команд, то мы ничего не заработали, если 16 команд и больше, то какая-то прибыль есть.
— Да у нас была идея на базе одного сайта и одного организатора создать единый чемпионат по всей Сибири и проводить аналог Лиги Чемпионов: чтобы сильнейшие команды регионов встречались в финале. Мы пробовали организовать чемпионат в Барнауле, но у нас в городе есть очень сильный хороший организатор, который уже сделал себе имя и стал монополистом в этой нише. Мы выходили на людей, они поддерживали идею, но боялись пробовать что-то новое.
К тому же в Барнауле мы столкнулись с еще одной проблемой, которой не было ни в одном городе - чиновники начали тормозить появление этой лиги. Им было непонятно, кто мы такие, под какой эгидой собираем чемпионат, почему, зачем и кто нам дал такие полномочия.
— Перед местными организаторами нужно снять шляпу. Это действительно огромный труд. Я не считаю такие компании конкурентами - мы все делаем одно общее дело. Конкуренты могут быть в бизнесе, а это не чисто бизнес. Если была бы цель только зарабатывать, а не заниматься любимым делом, я, наверное, открыл бы пивной ларек. Куда большими конкурентами нам как раз являются кабаки и другие заведения, где люди тратят деньги, которые могли бы тратить на спорт. Если бы люди относились к спорту с большим уважением и считали, что тратить на спорт - нормально, все организаторы бы только выиграли. А сейчас этот труд недооценен.
— Я мониторю мини-футбольных организаторов по всей России. Сейчас подходы к организации и освещению подобных мероприятий развиваются бешеными темпами. Доходит до прямых трансляций матчей в любительских турнирах. Край один из лучших в Сибири по организации. Но если три-четыре года назад я бы сказал, что у нас в регионе мини-футбол по уровню организации занимает одно из первых мест в стране, то сейчас, на мой взгляд, он начинает отставать. И в первую очередь стоит на месте из-за отсутствия конкуренции.
— Раньше я считал минусом постоянные отчеты, которые нужно было сдавать представителям бизнес-инкубатора. Я к тому времени уже привык вести дела самостоятельно и так, как хочу. Потом я понял, что это скорее плюс - помогает видеть итог и двигаться дальше. Но главный плюс - хорошая арендная ставка, хорошее расположение, возможность участвовать в тренингах.
Мне кажется, бизнес-инкубатор себя не до конца реализовывает в плане взаимодействия его резидентов между собой. У нас там собрались такие яркие хорошие проекты. Мне было бы интересно узнать чуть больше о работе, например, Kennedy's Coffee, других резидентов, но пока у нас все сами по себе.