май 31, 2016
Пик подорожания средств сельхозпроизводства пришелся на прошлый сезон, заявляют алтайские аграрии. В тот период как на дрожжах росли цены на средства защиты растений и импортные семена, стоимость которых напрямую зависит от курса валют. По некоторым позициям рост был кратным. В текущем году в ценовые "лидеры" выбились запасные части и сельхозтехника, причем как импортного, так и отечественного производства. Несмотря на это, от покупки необходимого для проведения посевной оборудования опрошенные "СК" сельхозпроизводители все равно не отказываются, стараясь экономить на других статьях расходов.
Посевная.
Олег Богданов
Аграрии утверждают, что прошлый год сложился для них более-менее хорошо. По официальным данным, прибыль сельхозпроизводителей Алтайского края составила около 9 млрд рублей, что в три раза больше уровня 2014-го. Средняя рентабельность сельхозпроизводства по краю с учетом повышенных более чем на 1 млрд госсубсидий возросла до 20%. Причем многие хозяйства шагнули еще дальше.
Предприятие фермера Александра Гукова из Ключевского района закончило прошлый год с рентабельностью 23%. При этом он сам просит не обольщаться этой цифрой: растениеводство здесь не сыграло решающей роли. Значительную долю в этом показателе принесли Гукову овцы. Во-первых, спрос на мясо оказался стабильнее, чем на ряд сельхозкультур. А во-вторых, наличие в структуре производства животноводства дало возможность фермеру получить повышенные погектарные субсидии и отдельные выплаты на племенную работу. В общей сложности за 2015 год предприятие получило от государства около 9 млн дотаций.
В колхозе им. Кирова из Шипуновского района в 2015 году хорошо смогли заработать именно на растениеводстве, причем совсем не специфическом для Алтайского края. По словам Петра Павлова, руководителя сельхозпредприятия, наибольший вклад в благосостояние сделала чечевица, под которую была отдана 1 тыс. га. Только на ней колхоз заработал более 20 млн рублей. Остальные зерновые принесли не так много. Дело в том, что в прошлом году колхоз оказался в зоне сильной засухи. В июне, когда пшеница шла в налив, температура воздуха достигала +40 градусов. В итоге зерно стало щуплым, урожайность составила всего 10 ц/га, что в два раза меньше средних показателей предыдущих лет. В этом году предприятие собирается отвести под чечевицу-спасительницу уже 1,5 тыс. га земель.
Руководитель КФХ "Наука" из Егорьевского района Валерий Абронов точную рентабельность своего хозяйства за 2015 год не назвал, ограничившись лишь фразой "она была хорошая". Основную прибыль предприятию принес урожай подсолнечника. По словам фермера, это позволило "заткнуть дыры" предыдущих двух лет, когда были сложности с уборкой.
Согласно большинству прогнозов, инфляция в России в этом году должна сократиться на треть. "Пропорционально должен замедлиться и рост затрат в сельском хозяйстве, — цитирует аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова журнал “Агроинвестор”. — При этом такой же обвал рубля, как в прошлом году, вряд ли возможен: мировые цены на нефть близки к своим обоснованным минимумам и вряд ли начнут падать еще сильнее и тянуть за собой рубль". Благодаря этому он ожидает повышения доходов российского аграрного сектора.
В то же время федеральные аналитики полагают, что прошлогодние затраты на гектар пашни, которые составляли 6,5 тыс. рублей, могут еще увеличиться. Такого же мнения придерживаются алтайские аграрии.
В этом году в лидеры по подорожанию в нашем регионе выбились запасные части для сельхозтехники. По приблизительным оценкам, стоимость отечественных подскочила минимум на 20%, импортных — в разы. По словам Петра Павлова, для подготовки каждого отечественного трактора к посевной предприятию пришлось выложить 300–350 тыс. рублей, импортного — 1,5 млн. Чтобы заменить коробку передач на иностранном комплексе, колхоз раскошелился еще на 3 млн рублей. Такие запчасти руководитель хозяйства называет уже не золотыми, а брильянтовыми.
Продавцы заводских запчастей из Белоруссии привязали свои цены к курсу доллара. По сравнению с 2014 годом они подорожали примерно в два раза. По каким-то наименованиям повышение цен было плавным, по каким-то — одномоментным и резким. Подорожали также китайские и российские дженерики, на них цены росли сильнее всего в прошлом году. Но и в этом была своя прибавка.
Примечательно, что цены на сельхозтехнику не отстают. Аграрии недоумевают: существенную скидку 30% для отечественной техники, которую установило правительство в прошлом году, в этом просто "сожрал" утилизационный сбор. Тогда зачем все это было нужно? По словам Александра Гукова, отечественный трактор, который в 2015-м можно было купить за 5 млн рублей, в нынешнем дешевле чем за 6,5–7 млн уже не возьмешь.
При этом покупку запчастей и новой техники аграрии относят к безальтернативным расходам, полностью отказаться от которых невозможно, а минимизировать сложно. Хозяйства в этом случае выручает лишь имеющийся запас прочности. Так, по словам Сергея Топчиева, руководителя "Панкрушихинского агропромснаба", тракторный парк у него обновлен на ближайшие 10 лет. Выйти на этот уровень по комбайнам предприятие планирует в ближайшие два года.
Хозяйство Евгения Долгова обновить автопарк смогло в 2007–2010 годах, когда действовала специальная государственная программа. В текущем сезоне затраты на покупку новой сельхозтехники здесь постарались снизить до минимума. В этом году фермер приобрел лишь один комбайн "Вектор", и то до вступления в силу злополучного утильсбора. По словам Долгова, сейчас он стал дороже уже на 750 тыс. рублей.
Следующими за запчастями и сельхозтехникой в списке возросших расходов значатся средства защиты растений. По мнению алтайских аграриев, рост здесь составил порядка 10–15%. Если сравнивать с докризисным 2014-м, то 30–50%.
Действующих веществ для гербицидов в России практически не производится. Их закупают за границей, отсюда зависимость от курса доллара. Только происходит скачок, мы это сразу ощущаем на себе.
При этом экономить на средствах защиты растений аграрии не спешат. В хозяйстве Александра Гукова давно решили, что кормить удобрениями сорняки смысла нет. В этом году на гербициды здесь потратят 8 млн рублей.
Чтобы нивелировать возросшие затраты на посевную, в КХФ "Наука" на время свернули ряд инвестиционных проектов. К примеру, было решено не приобретать импортное оборудование для нового мехтока. От увеличения мясного стада и строительства помещений тоже отказались. Пока до следующего года, а там видно будет.
Цены на топливо в этом сезоне удивляют алтайских сельхозпроизводителей, если не шокируют — в хорошем смысле слова. Мало того что в начале этого года оптовая стоимость дизельного топлива снизилась на 3–5% и продержалась в таком состоянии до марта, так еще к началу посевной и приходу на счета аграриев погектарных субсидий она не дернулась резко вверх, как это происходило в предыдущие годы. Как сообщают алтайские антимонопольщики, в середине мая цены на дизельное топливо в рознице даже снизились на 50 копеек за литр.
Сами сельхозпроизводители объясняют это превышением предложения над спросом: весомую долю необходимого для полевых работ топлива аграрии закупили еще в конце 2015 года.
По словам Евгения Долгова, на прошлой неделе ему предлагали дизельное топливо Евро-4 по 26 рублей за литр с доставкой. В прошлом году такое удовольствием обошлось бы на рубль-два дороже.
3,3 млн га пашни засеяно в Алтайском крае на 24 мая. Это 72% от запланированного объема работ.