Не покатило: оживление на вторичном авторынке Алтая почувствовали не все

июнь 3, 2016

Число сделок по купле-продаже подержанных легковых автомобилей в Алтайском крае за последние год-полтора заметно упало. Сейчас в большинстве регионов рынок снова набирает обороты, но у нас оживление констатируют далеко не все продавцы. Ситуация на рынке уже вынудила многих мелких перекупщиков уйти из этого бизнеса.

Автомобиль.
Михаил Хаустов

Цифры, тенденции, предпочтения

По данным аналитического агентства "Автостат", в 2015 году на вторичном авторынке Алтайского края заключили без малого 93 тыс. сделок. Это на четверть меньше, чем годом ранее.

Спрос упал на все популярные в регионе марки и модели. Меньше других просели продажи машин с шильдиками Mitsubishi, Chevrolet, Hyundai, Renault. Незначительно потеряли позиции "Нивы" — как ВАЗовская, так и под маркой Chevrolet. Сильнее всего падение спроса почувствовали продавцы отечественных авто марки ГАЗ и наиболее популярной марки в регионе — Toyota (подробнее см. таб­лицы ниже).

Расклад статистики по Алтайскому краю несколько отличается от картины в целом по стране. В общем рейтинге самых продаваемых б/у авто в России лидирует ВАЗ-2114, тогда как в регионе он не входит даже в топ-10. Здесь же мы не увидим самую продаваемую в стране подержанную иномарку — Ford Focus. У нас безоговорочный бестселлер — Toyota Сorolla, за ним идет вазовская "классика".

В первом квартале 2016 года падение было уже не таким значительным — всего 3,6%. За три месяца жители Алтайского края купили почти 20 тыс. подержанных легковых автомобилей. Самыми продаваемыми и покупаемыми автомобилями в январе – марте 2016 года стали Toyota (6 тыс. перепродаж), Lada (4,8 тыс.) и Nissan (1,7 тыс.). Также в пятерку входят Honda и Mitsubishi.

Несмотря на то что "японцы" находятся в числе лидеров рынка, спрос на них снижается. Так, сделок Toyota и Nissan стало на 2% меньше, с Mitsubishi и Mazda — на 12%, а с Honda — на 17%. В то же время растет интерес покупателей к моделям европейских, корейских и американских брендов. Так, жители региона в начале 2016 года купили на 13% больше Chevrolet, на 8% — Hyundai и на 25% — Renault.

В целом по первому кварталу падение продаж наблюдалось только в Сибирском федеральном округе. В остальных активность участников рынка росла. По итогам апреля рост числа перепродаж в целом по стране составил уже вполне ощутимые 16,5%.

Почувствовали ли оживление алтайские игроки этого рынка? Как показал опрос auto.altapress.ru, далеко не все. Хотя некоторые действительно отмечают положительную динамику.

Олег Катников,
руководитель отдела продаж компании "Автовыкуп22.рф":

За выходные из 20 машин я продал шесть. Это неплохо. Всплеск начался в апреле-мае, до этого все было тихо.

Но некоторые его коллеги из числа частных перекупщиков улучшений не отмечают и даже говорят о падении спроса. "Рынок иногда неожиданно оживает, но через пару недель все снова глохнет. Чем эти всплески можно объяснить — не знаю. И традиционная сезонность спроса второй год уже нарушена", — рассказал Евгений из компании "Выкуп 22".

Автомобили в Барнауле.
Михаил Хаустов

Недоверчивый покупатель

Вообще, перекупщики рассказывают очень противоречивые вещи. Auto.altapress.ru пообщался с полудюжиной предпринимателей, которые занимаются выкупом машин. Одни рассказывали, что спад начался весной 2015 года, другие — что осенью. Ответы на вопрос: "Какой сегмент просел сильнее всего?" — были самыми разнообразными. Но все же из них можно сделать вывод, что сложнее всего продать машину с ценником в диапазоне от 300 тыс. до 1 млн рублей. Более дешевые и премиальные машины уходят быстрее. В целом время, необходимое на продажу автомобиля, увеличилось в среднем с 1–2 до 3–4 недель. Это если автомобиль в хорошем состоянии и выставлен по адекватной цене. В противном случае срок продажи может составить и полгода, и год.

Часть игроков этого рынка не заметили никаких изменений поведения со стороны клиентов, но другие все же обратили кое на что внимание.

Юрий Михальцов,
менеджер по продажам автосалона “Союз”:

В последние два года все стали грамотные, приходят со специалистами и приборами. Всем нужен один хозяин в ПТС. И вообще, требования к 10–12-летней машине предъявляют как к новой.

Егор Черкосоа,
перекупщик:

Народ стал разборчивее. Если раньше люди смотрели две машины и брали одну из них, то сейчас смотрят 20, но могут так ничего и не купить.

Его коллеги подтверждают: люди забирают только самые хорошие экземпляры по соотношению цена/состояние.

Денис Дюков,
директор автосалона “Автоэксперт”:

В дорогом сегменте покупатель более лоялен, в бюджетном — придирчив. Но в целом люди стали более осторожными, недоверчивыми, стараются перепроверить любую информацию.

Как отмечают продавцы подержанных легковушек, в кризис автомобилисты стали чаще не просто продавать или покупать машины, а меняться ими. По оценке Евгения из компании "Выкуп 22", доля таких сделок на рынке увеличилась с 20 до 60–70%. Юрий Михальцов вообще назвал цифру 80%. "При этом те, кто меняет свое авто на более дорогое, берут на доплату кредиты. Живых денег у людей практически нет", — говорит он. По наблюдениям Юрия, вторая сторона сделки чаще всего идет на обмен также из-за кредитов — но не из-за возможности их взять, а из необходимости вернуть. Так люди расстаются с более-менее солидными авто и берут что-нибудь попроще — лишь бы машина ездила.

Автомобили в Барнауле
Михаил Хаустов

Заработок уходит

По данным "Автостата", доля перепродаж автомобилей с пробегом в регионе составляет 1,8% от общего числа сделок в стране. Это значительно больше, чем аналогичный показатель в сегменте новых автомобилей. По последним данным, рынок новых легковушек в Алтайском крае составляет всего 0,56% от российского, а в общем списке субъектов РФ по числу продаж беспробежных машин наш регион занимает 44-е место. А по объему рынка б/у авто — 17-е.

По количеству перепродаж автомобилей на вторичном рынке (без малого 20 тыс. за три месяца) Алтайский край обошел, например, Кемеровскую (19-е место, 19 тыс. сделок), Омскую (24-е место, 16 тыс.), Тюменскую (27 е место, 12 тыс.), Ленинградскую (35-е место, 10 тыс.) области. В Сибири большую емкость показали только рынки Новосибирской области (10-е место, 26 тыс.), Красноярского края (12-е место, 23 тыс.) и Иркутской области (16-е место, 21 тыс.).

Столь высокие показатели объема "вторички" в Алтайском крае объясняют сложившимся еще во времена массового завоза праворульных автомобилей с Дальнего Востока образом владения автомобиля.

Юрий Михальцов,
менеджер по продажам автосалона “Союз”:

У нас едва ли не каждый второй покупает машину и тут же выставляет ее на продажу за чуть большую цену. Регион бедный, и многие стремятся получить таким образом дополнительный доход. Вот только если раньше он давался относительно легко, то сейчас — значительно труднее.

В результате случайные люди из этого бизнеса стали уходить.

Денис Дюков,
директор автосалона “Автоэксперт”:

Наш регион — автомобильный, “перекупский”. Но сейчас хорошие варианты для перепродажи стало найти все сложнее, и большинство людей вынуждены были уйти с рынка. Остались только самые крупные, с мощными финансовыми ресурсами.

Примерно половина из опрошенных auto.altapress.ru профессиональных игроков рынка не видят предпосылок для оживления продаж. Другие же его все-таки ждут. Свой оптимизм они обосновывают ставшими неподъемными для многих ценниками на новые авто. В такой ситуации сегмент б/у станет еще более привлекательным, перспективным, и, как следствие, спрос и цены пойдут вверх.

Как дешевели "трех­летки"

В течение года (с апреля 2015 по апрель 2016 года) мы ежемесячно фиксировали средние цены на десять наиболее ходовых моделей в разных ценовых сегментах. Для этого мы мониторили объявления на сайте drom.ru о продаже в Алтайском крае машин, выпущенных в 2012 году, — именно "трехлетки" чаще всего становятся объектами перепродажи. На графике видно, как в течение года менялись ожидания владельцев.

Изменение цен.

Топ-10 марок и моделей в Алтайском крае в 2015 году

Топ-10 марок и моделей подержанных авто в Алтайском крае в I квартале 2016 года

Источник: "Автостат"

Цифра

Соотношение продаж новых и подержанных авто в Алтайском крае составляет 7% к 93%. В целом по стране оно на уровне 20% к 80%.