"Пятилетку за два года": Росреестр форсирует передачу функций специалистам МФЦ

июнь 10, 2016

Управление Росреестра по Алтайскому краю со значительным опережением графика передает МФЦ пакеты документов на регистрацию объектов недвижимости. По закону к 1 октября 2017 года на долю Управления должно приходиться около 10% обращений, однако уже в июле 2016 года МФЦ оставит ему только 25%. Однако такое форсирование событий выходит боком и исполнителям, и гражданам. Первые несут бремя ответственности за налаживание процесса и на ходу подстраиваются под все изменения, вторые испытывают ряд неудобств.

МФЦ Алтайского края.
mfc22.ru

Благодаря тому, что Росреестр отдаст функцию приема документов на регистрация в МФЦ, краевой бюджет получит 160 миллионов рублей, а в дальнейшем сможет выручать до 400 миллионов рублей ежегодно, сообщил ранее "Интерфаксу" руководитель Росреестра по региону Юрий Калашников. В своих публичных выступлениях губернатор края Александр Карлин не раз ставил на вид Управлению недостаточно активное взаимодействие с МФЦ. И вот по итогам первого месяца работы в новом формате структуры отчитались о том, что задача выполняется.

Денис Тишин,
директор Многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края:

В мае перед нами стояла задача взять на себя 51% документов, но в итоге мы смогли обработать 60%. Количество окон, в которых работали с заявками по профилю кадастровой палаты, увеличилось до 50 по краю. Было 20. Чтобы взять на себя больший объем работы, нам предстоит открыть еще несколько окон. Сейчас стажировку проходит десять человек, которые смогут также оказывать услуги.

Эксперт рассказал, что максимум внимания и МФЦ, и Росреестр уделяют обучению сотрудников. Для этого внедрена специальная программа, готовятся методические пособия, опытные специалисты консультируют коллег в режиме реального времени, постоянно делают срез знаний. Но новички должны усвоить огромный объем информации, причем очень быстро. Ранее Денис Тишин , что "После снижения уровня заработной платы сотрудников МФЦ в прошлом году кадровые сокращения составили 70%. На сегодняшний день мы работаем с молодыми и неопытными специалистами, из-за чего страдают сроки обработки документов".

Подводя итоги мая, глава МФЦ отметил, что обучение приносит результаты. В среднем время обработки заявки сократилось с полутора часов до 40 минут. Простые сделки регистрируют за 15 минут, на более сложные — с ипотекой и несколькими объектами — уходит около полутора часов. Получить готовый пакет документов можно через пять рабочих дней. Это на пять дней раньше, чем того требует закон.

Однако не все так гладко в процессе перехода МФЦ на новый режим работы. Один из риэлторов Барнаула на правах анонимности рассказал, что, возможно, срок приема документов и сокращается. Но проблема даже не в сроках. "Мы просто не можем сдать документы и остаемся за пределами статистики. Нам предлагают воспользоваться предварительной записью, но дата приема назначается через две-три недели! Представьте, что это значит для участников сделки. У них готовы пакеты документов, а ждать последней точки в сделке приходится еще очень долго".

Другая проблема, говорит собеседник, в том, что в МФЦ предлагают общую для всех очередь (кроме услуг по профилю Росреестра, МФЦ оказывает еще около 200 видов услуг). "Вы приходите на регистрацию и получаете талон с номером 100. На табло висит объявление, что сейчас пригласят обратившегося с номером очереди 5, но ваше профильное "росреесторовское" окно освободилось раньше, и через минуту уже приглашают вас. Мы, простите, даже в туалет отойти боимся, потому что, если пропустишь очередь, все придется начинать сначала". 

Наш собеседник надеется, что проблемы будут решать, и подчеркивает, что риэлторам и другим представителям рынка недвижимости МФЦ старается предоставить максимально удобные форматы работы. Например, специалисты организуют "оптовый" прием документов. Это очень актуально при оформлении нескольких сделок одновременно. Кроме того, профсообщество делает серьезные ставки на электронную регистрацию сделок, и они обоснованы.

Дмитрий Комиссаров,
руководитель кадастровой палаты в Алтайском крае:

У каждого гражданина есть возможность подать пакет документов на регистрацию через Интернет в электронном виде и получить регистрацию уже не через пять дней, а через три. Это очень удобная услуга, которую мы намерены развивать.

Дело за малым, говорит наш анонимный собеседник: "Чтобы подать документы в электронном виде, нужна индивидуальная электронная подпись. Стоит она 1,5 тысячи рублей. Для многих это нежелательные затраты, ведь для оформления сделки они уже потратили существенную сумму. МФЦ планирует купить такие подписи оптом, что позволит снизить их стоимость для индивидуальных граждан до 500 рублей. Но пока, насколько мне известно, это только в планах".

В МФЦ Алтайского края.
mfc22.ru

Справка

В 2015 году изменения в Налоговом кодексе позволили субъектам РФ получить 50% от госпошлины за регистрацию прав на недвижимость. Для этого услугу должна оказывать краевая структура — МФЦ. Ей поручили организовать прием заявлений на регистрацию сделок. Росреестр оставил себе функцию собственно регистрации сделки, поэтому федеральный бюджет получает второю половину госпошлины. Если гражданин напрямую обращается в Росреестр, то вся госпошлина уходит из края.

Как ранее сообщало Управление Росреестра по Алтайскому краю, до 1 октября 2017 года закроют все 62 офиса подведомственной ему кадастровой палаты. Принимать документы будут преимущественно в офисах МФЦ. Сейчас у структуры 68 филиалов по всему Алтайскому краю (из них пять в Барнауле) и еще 290 офисов в небольших населенных пунктах с численностью больше тысячи человек. В МФЦ трудится около 600 человек.