июнь 23, 2016
Сотни, если не тысячи жителей Алтайского края оказались один на один против соблазна получить легкие деньги. В регионе трудится целая армия нелегальных ростовщиков, найти эффективный метод воздействия на которых пока не может никто. Зато коллекторы потом способны раздеть заемщика едва ли не до нижнего белья. Например, сельского жителя, который одолжил у ростовщика денег на покупку угля.
В Барнауле открыли навигацию. Вид на Барнаул и "Аквамарин".
Иван Кузьмин
Только в Барнауле активисты ОНФ нашли десятки объявлений о предоставлении займов — на стенах домов, в СМИ и интернете. Эти ростовщики не имеют юридического адреса и названия, не раскрывают реальную стоимость кредита и, естественно, не состоят в реестре микрофинансовых организаций. Материалы по ним были переданы в прокуратуру. Но! Повторный обзвон показал, что 90% ростовщиков продолжают оказывать свои услуги, кроме того, появилось множество новых объявлений.
Есть один важный нюанс, о котором потенциальные получатели "легких" денег не догадываются: судебная практика складывается в абсолютном большинстве случаев против заемщиков. Например, как было заявлено на круглом столе, в Топчихинском районе один мировой судья рассмотрел 50 таких дел и вынес решения о взыскании задолженности. Сейчас свою нелегкую работу выполняют судебные приставы. Причем суммы взыскивают в пользу одного ростовщика. Полиция его проверила — да, нелегал, да, подпольно кредитует. Но уголовное дело возбуждать не стали. Хотя, по подсчетам экспертов ОНФ, в общей сложности гражданам было выдано более 2,2 млн рублей, чистый доход кредитора составил 700 тыс. рублей.
Елена Донских, юрист Ассоциации по защите прав заемщиков, считает, что в этой ситуации теряет реальный банковский сектор, а круг теневых заимодавцев только расширяется. И судебная практика, по ее мнению, этому только способствует. Донских назвала несколько типичных нарушений. Во-первых, не выполняется досудебный порядок урегулирования споров. Во-вторых, судьи не всегда проверяют, надлежащим лицом является истец или ответчик. В-третьих, в процессе рассматриваются недопустимые и ненадлежащие доказательства. Например, коллекторы в договорах уступки права требования указывают неверные суммы, реквизиты, адреса и даже фамилии. "Но суды все равно принимают решения!" — недоумевает Елена Донских.
Какие сделает выводы и примет решения прокуратура, ознакомившись с итогами кредитного субботника ОНФ, предсказать сложно. Но вот одному человеку точно может не поздоровиться. Это тот самый судья из Топчихинского района, вынесший решения по 50 делам. Алтайский бизнес-омбудсмен и экс-депутат АКЗС Павел Нестеров сказал буквально следующее: "Мировые судьи назначаются крайсоветом. Надо поднять этот вопрос. Давайте пойдем в этом направлении. Возможно, здесь усматривается коррупционная составляющая". Возражать никто не стал.